Творческая мастерская живописи
Российской академии художеств в г. Красноярске
Самой первой из трех творческих мастерских, образованной практически одновременно с Сибирско-Дальневосточным отделением Академии Художеств СССР (ныне Государственное учреждение «Региональное Отделение Урал, Сибирь и Дальний Восток Российской академии художеств в г. Красноярске»), была мастерская живописи. Возглавить ее пригласили известного советского художника, автора многих замечательных произведений, в том числе и всемирно известной картины «Теплый день», академика А.П. Левитина из Ленинграда, который принял предложение без особых колебаний, и с 1987 г. стал руководителем творческой мастерской живописи вплоть до 2017 года. С 2017 г. мастерской руководит В.В. Иванкин, заслуженный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств.

За все время аттестации художников высшую квалификацию в стенах мастерской получили уже более сорока человек. Двое из них к сегодняшнему дню избраны членами-корреспондентами РАХ - это Народный художник Якутии А.Д. Васильев и Заслуженный художник РФ А.А. Покровский, многие удостоены почетных званий и престижных наград: А.П. Рыбкин - Заслуженный художник республики Чувашия, Заслуженные художники Республики Бурятия Л.И. Нохоева, Ш-Ж. Раднаев и Л.Д. Семенов и др.
О мастерской
Вопрос комплектования творческой мастерской живописи кадрами на момент основания стоял довольно остро. В Красноярске тогда живописцев с высшим образованием почти не было. Как вспоминает искусствовед М.В. Хабарова, бессменный куратор Отделения Урал, Сибирь и Дальний Восток РАХ, «первых художников, которые пришли работать в Творческие мастерские, мы собирали тогда на конкурсной основе. Мы поехали в суриковский инсти­тут, в репинский институт, и, на мой взгляд, огромнейшая заслуга этих двух вузов, что они дали нам очень многих художников из Якутии, из Бурятии, из Владивостока - разных городов нашего огромного региона, за­канчивавших эти вузы». В начале - середине 1990-х годов, в творческую мастерскую живописи поступили выпускники Красноярского института. Это Шираб-Жамсо Раднаев, Эдуард Шеломов, Александр Щербаков, Константин и Людмила Войновы, Сергей Горбатко и Александр Волокитин. В конце 90-х – начале 2000-х годов в составе стажеров творческой мастерской живописи выпускники Красноярского вуза начинают преобладать. Это Ирина Верпета, Зорикто Доржиев, Мария Пономарева, Виктория Рабжаева. Это объясняется и тем, что качество подготовки выпускников в институте выросло, и тем, что экономическое положение в стране не позволяет многим иногородним претендентам ехать за тысячи километров в далекий сибирский город, как это было раньше. Тем не менее, и сегодня находятся смельчаки. Так, за последние несколько лет творческую мастерскую живописи окончили выпускники Дальневосточного института искусств Денис Саунин, Сергей Форостовский и Роман Ильиных, выпускница Пермского государственного института культуры Екатерина Севергина.

Начиная с 1990-х гг. несколько изменился принцип подбора кадров. Если раньше, перед тем, как быть принятым, художник должен был несколько лет самостоятельно поработать творчески, поучаствовать в выставках, побывать в Домах творчества (именно на «Академической даче» имени И.Е. Репина были «найдены» несколько первых стажеров). Сегодня, зачастую, руководителям мастерских приходится рисковать, принимая стажеров сразу после окончания института. Некоторые вчерашние отличники оказываются не готовыми к самостоятельному, без каждодневной опеки педагога, творчеству, - с такими приходится расставаться. Но таких случаев было всего 2 – 3 за всю историю творческих мастерских. Другие вчерашние студенты, такие как выпускники КГХИ Елена Исайкина, Владимир Хомяк, Михаил Филатов, Виталий Гудвилл – оправдывают ожидания, начав работать энергично, смело и, что главное, с целеустремленным движением к профессиональному совершенствованию. Не будь мастерских, вполне возможно, они «растворились» бы в общей массе, или пробавлялись бы мелкими картинками на продажу, или вообще искали бы заработка в других сферах деятельности. Творческая мастерская живописи позволяет им, не отвлекаясь на быт, писать крупномасштабные картины, создание которых без оборудованной большой мастерской и консультаций опытного наставника было бы невозможно.
Возглавить мастерскую живописи пригласили известного советского художника, автора многих замечательных произведений, в том числе и всемирно известной картины «Теплый день», академика А.П. Левитина из Ленинграда. Надо сказать, что это, весьма неожиданное предложение, Анатолий Павлович принял без особых колебаний,и с 1987 г. стал руководителем творческой мастерской живописи вплоть до 2017 года.

За все время аттестации художников высшую квалификацию в стенах мастерской получили уже более сорока человек. Двое из них к сегодняшнему дню избраны членами-корреспондентами РАХ - это Народный художник Якутии А.Д. Васильев и Заслуженный художник РФ А.А. Покровский, многие удостоены почетных званий и престижных наград: А.П. Рыбкин - Заслуженный художник республики Чувашия, Заслуженные художники Республики Бурятия Л.И. Нохоева, Ш-Ж. Раднаев и Л.Д. Семенов и др.

Столь впечатляющих результатов творческая мастерская живописи достигла благодаря выдающимся личностным и педагогическим качествам своего руководителя. Характерно, что до этого А.П. Левитин никогда преподавательской работой не занимался, если не считать многократного руководства творческими потоками на Академической даче имени И.Е. Репина. Мастер глубоко был убежден, что «художник-практик может дать ученику гораздо больше, чем преподаватель, погруженный только лишь в эту сферу, практику – всегда есть, что сказать ученикам, ибо он сам всегда находится в творческом процессе». Как говорил Анатолий Павлович, «главная цель в работе с художниками моей мастерской – не помешать, ненавязчиво дать возможность полнее раскрыться наиболее сильной стороне дарования каждого». Не пытаясь тем или иным образом «давить» на индивидуальные особенности каждого стажера, приводить их к некоему общему знаменателю, подстраивать «под себя», А.П. Левитин направлял основные усилия на то, чтобы развивать активное композиционное мышление, добиваться выразитель­ности в цвете, благородства колористических от­ношений, точности рисунка и понимания пространственности – это в том, что касается внешней, формальной стороны живописи. Но самое главное – то, что мастер помогает своим ученикам видеть жизнь, со всеми ее ранами и проблемами, радостями и печалями, помогает им размышлять над сутью событий и добиваться в работах глубины философского содержания. По отношению к своим стажерам А.П. Левитин выступал, скорее, не как учитель, а как более опытный коллега и друг. Он не навязывал своего мнения, но и не скрывал его. Всегда откровенно делился с ними своими соображениями по поводу сделанного, внимательно выслушивал каждого, в каждом ученике находил свою «изюминку». Практически сразу со всеми поступившими в мастерскую художниками у него устанавливалось взаимопонимание, переходящее в дружбу. С ним они могли поделиться самыми сокровенными переживаниями, свободно обсудить любую тему. Анатолий Павлович живо интересовался их жизнью, вникал в проблемы, старался помочь. Например, несколько фактов, характеризующие А.П. Левитина как личность. Из Перми приезжает поступать в мастерскую Екатерина Севергина – и Анатолий Павлович едет встречать ее на вокзале: а как же, ведь человек впервые в Красноярске, не знает, как добраться. Или: Денис Саунин едет в Петербург в творческую командировку – а денег на гостиницу нет, родственников, у которых можно остановиться – тоже. И руководитель запросто предоставляет ему на это время свою питерскую мастерскую – живи, работай. И ученики платят ответной любовью – из разных городов звонят, пишут, приезжают в гости, приглашают на открытия своих персональных выставок, присылают свои каталоги, фотографии работ.

Всех питомцев Левитина объединяет в некую семью принадлежность к Красноярской творческой мастерской живописи, но все они непохожи друг на друга и самобытны в своем творчестве. И уж тем более далеки от мысли копировать манеру учителя в своих работах.

Сегодня, оглядываясь на путь, пройденный творческой мастерской живописи РАХ в Красноярске, можно без сомнения утверждать, что решение, принятое двадцать лет назад, было правильным и дальновидным. Без мастерской, без ее выпускников уже невозможно представить себе художественную жизнь не только Красноярска, не только огромного региона от Уральских гор до Тихоокеанского побережья, но и всей России.

Текст составлен на основе статьи
Натальи Вассиановны Тригалевой

Искусствоведа и главного специалиста
Филиала РАХ в г. Красноярске,
члена Союза художников России (Красноярск).
Руководитель мастерской живописи
Иванкин Вадим Викторович – живописец, акварелист, член Союза художников СССР, России с 1989 г., Заслуженный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств