Статус Творческих мастерских, в силу своего уникального положения в системе художественного образования, не поддается стандартному определению, но по уровню квалификации его можно считать аналогом аспирантуры в сфере гуманитарного и технического образования. Изначально академические творческие мастерские существовали только в двух городах Советского Союза: Москве и Ленинграде. Академия планировала создать под общим руководством Президиума Академии художеств целую сеть подобных учреждений в столицах союзных и автономных республик, других крупных городах.
Руководитель творческой мастерской назначается Президентом РАХ из числа действительных членов или членов-корреспондентов и сообразует свою работу с решениями Президиума.
В творческие мастерские Академии художеств СССР, а с 1991 г. – Российской академии художеств, как правило, принимаются художники не старше 30 лет, имеющие высшее художественное образование и проявившие способности к самостоятельному творчеству. В творческих мастерских отсутствует система вступительных и кандидатских экзаменов, имеющаяся в традиционной аспирантуре. Претендент на зачисление обращается с соответствующим заявлением и показом своих работ, сообщает руководителю, над какой темой хотел бы работать. Если все это устраивает руководителя мастерской, то он отправляет соответствующие документы в Президиум, который и принимает решение о зачислении претендента в творческие мастерские сроком на 3 года. Роль выпускных экзаменов играют отчетные выставки, на которых стажеры показывают лучшие работы, из выполненных за время пребывания в мастерской. Часть произведений принимается Президиумом Академии как отчетные и становится академической собственностью.
Первыми, и до недавнего времени единственными в провинции (пока не начали функционировать Приволжское Отделение АХ и академическая творческая мастерская живописи в Казани), стали творческие мастерские живописи, скульптуры и графики в Красноярске. Тогда же, в 1987 г. на базе существовавшего в Красноярском институте искусств художественного факультета был создан государственный художественный институт. Таким образом, в Красноярске, третьем после Москвы и Ленинграда, городе сложилась целостная и завершенная система художественного образования, включающая в себя начальное звено (детские художественные школы и художественные отделения детских школ искусств), среднее специальное (действующее с 1958 г. Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова), высшее (КГХИ) и послевузовское образование (творческие мастерские).