Творческая мастерская скульптуры
Российской академии художеств в г. Красноярске
Лицо мастерской скульптуры и ее художественное направление во многом определяется личностью руководителя, который отбирает художников по конкурсу. Руководитель мастерской делится с молодыми художниками своими знаниями и творческим опытом, направляет их развитие, помогает в решении сложных творческих замыслов, но ни в коей мере не препятствует выражению творческой индивидуальности. В мастерской с ее участниками работает не столько учитель, сколько мастер. Он озабочен созданием такого творческого процесса, в ходе которого только и возможно рождение подлинного произведения. Кроме того, художники творческих мастерских обогащают друг друга в постоянном общении, соприкасаются с художественными традициями регионов и национальностей России.

О мастерской
С первым выпуском скульпторов работал народный художник РФ, академик Лев Николаевич Головницкий. Приехав в Сибирь с Урала, он стал и первым председателем Сибирско-Дальневосточного отделения Российской академии художеств. Получая самые высокие государственные награды и звания, проявляя активный общественный темперамент в политической и организаторской деятельности, Лев Николаевич на всех этапах жизненного пути прежде всего оставался настоящим художником. Творческие идеи переполняли его, и он неуклонно шел к воплощению своих замыслов. Все возможные эмоциональные качества от психологизма и драматизма до острого юмора и тонкой лиричности были присущи монументальным и станковым произведениям Л. Н. Головницкого.

Наиболее известны монументы, установленные скульптором на Урале: в Челябинске «Орленок» (1958) и «Добровольцам-танкистам» (1975), в Магнитогорске «Тыл – фронту» (1979) «Первая палатка» (памятник-ансамбль первым строителям Магнитогорска). Удивительные по обобщающей образности работы созданы им в соавторстве с женой скульптором Энрикой Эмильевной Головницкой (например, «Память» на Лесном кладбище в Челябинске в 1975 году). В Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге хранятся произведения Льва Головницкого, отражающие противоречивый драматизм истории нашей страны - "Межи перепаханы" (бронза, 1958-59), "Мой век" (триптих, гипс, 1984). Мягкий юмор и точность натурных наблюдений делают столь выразительными и запоминающимися станковые работы из цикла «Рим - вечный город». Созданиям Головницкого присущи не только высокая образность, но и столь необходимые для скульптуры качества живой одухотворенности. В его пластике есть все – и драматичные контрасты света и тени, и обобщенные нерасчлененные участки формы, и выразительнейшие силуэты. Языком скульптуры первый руководитель творческих мастерских в Красноярске владел виртуозно. Но нельзя не упомянуть и о графике мастера, точной в каждом штрихе и линии, искусной и артистичной. И как художник, и как педагог Лев Николаевич был ярчайшей творческой личностью, такими же стали его воспитанники. Под руководством Головницкого работали в Красноярске Юрий Злотя, Эдуард Пахомов, Иван Зеленков и Азат Баярлин.

Сегодня уже вполне обоснованно можно говорить, что каждый из четырех художников первого выпуска творческой мастерской скульптуры в Красноярске стал уникальным мастером, сохраняющим традиции подлинного профессионализма, многогранно и полноценно реализующим свой талант. Лев Николаевич Головницкий руководил мастерскими до 1994 года, затем по состоянию здоровья вынужден был оставить эту работу. С приходом к руководству мастерскими Юрия Павловича Ишханова начинается как бы другая история, ведь нет и не может быть двух одинаковых творческих личностей, тем более личностей такого масштаба как эти два человека.

Юрий Павлович Ишханов - народный художник России, академик, вице-президент Российской академии художеств, профессор, его имя известно профессионалам и любителям искусства далеко за пределами Сибири. Признание заслуг Юрия Ишханова выразилось и в присвоении ему звания Почетного гражданина Красноярска. И это вполне закономерно - его памятники во многом формируют лицо города.

Не менее важна и деятельность Юрия Павловича в области художественного образования. Благодаря его активной позиции двадцать лет назад было открыто не только Отделение Академии художеств и творческие мастерские, но и Красноярский государственный художественный институт. Особо острая проблема кадров стояла при создании в институте скульптурного факультета. И то, что сегодня там преподают талантливые ученики Ишханова, особая гордость мастера. Конечно же, уникальная система художественного образования сложилась в Красноярске благодаря подвижнической деятельности многих и многих людей. Нет возможности перечислять все имена, но с особой благодарностью вспомним здесь талантливого художника, неутомимого организатора Виталия Натановича Петрова-Камчатского (1936 -1993), заслуженного деятеля искусств России, члена-корреспондента Российской академии художеств, профессора. Будучи ректором Красноярского государственного художественного института, он сумел создать замечательный коллектив единомышленников, поднявших уровень преподавания в институте на высокую ступень подлинного профессионализма.

Вернемся к личности Юрия Павловича Ишханова, как скульптора-монументалиста его отличает уверенное ощущение формы, ясность выражения мысли. Данное качество в его монументах усиливается особым вниманием к архитектурно-пространственному решению композиции, благодаря чему памятники становятся образно-художественными доминантами городской среды, обогащают ее, наполняют высоким эстетическим и эмоциональным содержанием. Таковы в Красноярске строгий и сдержанный «Кандальный путь» (1978), в Шушенском пронзительно грустный по настроению памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне (1984), и многие другие монументы.

В творческом наследии Ишханова важное место занимает станковый портрет. В портретном ряду ишхановских образов нет повторов, их всегда отличает убедительная характеристика внутреннего мира модели и выразительная передача внешнего облика. Именно в согласном сочетании внутреннего и внешнего рождаются по-настоящему содержательные и глубокие образы, которые сегодня занимают достойное место в различных музейных собраниях. Особая одаренность к портретному жанру и высокий профессионализм позволяют мастеру успешно реализовывать свои творческие идеи в столь сложном виде скульптуры как мемориальные доски. Высокая академическая традиция создания мемориального памятника в русской культуре берет свое начало еще cо времен классицизма XYIII и первой половины XIX века. И уникальная заслуга сибирского скульптора в том, что ему удалось эту традицию не только сохранить, но и развить в соответствии с современным мировосприятием и современным пластическим языком. Мемориальные композиции, созданные Ишхановым, будь то памятник создателю ансамбля танца Сибири М.С.Годенко, памятники художникам Б.Я.Ряузову и А.Н.Либерову, памятник ученому и конструктору М.Ф.Решетневу, отличаются сдержанно-эмоциональной образностью, каждый раз индивидуальным и точным композиционным решением и, конечно же, высочайшим профессионализмом.

Творческое наследие Юрия Павловича обширно, но вряд ли можно представить личность этого человека, как уже говорилось выше, без педагогической деятельности. Задача создания в Сибири настоящей профессиональной школы мастеров скульптуры красной нитью проходит по всему его творческому и жизненному пути. Недаром одна из его юбилейных выставок так и называлась – «Мастер и его ученики» (2000 год). Учеников Ишханова можно встретить сегодня в самых разных уголках нашей страны, и многие из них, как и когда-то учитель, успешно совмещают высокое творчество с воспитанием молодых.

С 2009 г., после смерти Ю П. Ишханова, руководителем творческой мастерской скульптуры стал член- ккорреспондент РАХ, заслуженный художник РФ Валентин Дмитриевич Свешников.

Сегодня творческой мастерской скульптуры руководит ученик Ю. П. Ишханова, выпускник творческий мастерской Регионально отделения УСДВ РАХ – Александр Евгеньевич Ткачук.
Александр Евгеньевич зарекомендовал себя не только как талантливый скульптор, в чьем творчестве гармонично счетаются классические традиции с художественной индивидуальностью, но и как замечательный преподаватель. Он является авторитетом для студентов, и они постоянно демонстрируют свой творческий рост в курсовых и дипломных работах. Скульптурные композиции Александра Ткачука отличаются поэтическим видением. Его персонажи, воплощенные в бронзе, легко вписались в ландшафт города Красноярска: «Фемида», «Икар», «Журавли», «Похищение Европы», «Бременские музыканты», «Апполон», а также Мемориальный комплекс «Войнам пограничникам» в городе Дальнереченске. С 2001 года А.Е. Ткачук является преподавателем Красноярского государственного художественного института( с 2019 года: Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского) кафедры «Скульптура» и добился несомненных успехов в своей преподавательской деятельности. С 1995 года он является участником художественных выставок различного уровня – от региональных до международных.

Текст составлен на основе статьи
Москалюк Марины Валентиновны
Почетного члена Российской академии художеств,
члена Ассоциации искусствоведов.
Руководитель мастерской скульптуры
Ткачук Александр Евгеньевич– скульптор, профессор кафедры «Скульптура» Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, руководитель творческой мастерской монументально-декоративной скульптуры, член Союза художников России.
Раздел находится в разработке, приносим свои извинения.