С первым выпуском скульпторов работал народный художник РФ, академик Лев Николаевич Головницкий. Приехав в Сибирь с Урала, он стал и первым председателем Сибирско-Дальневосточного отделения Российской академии художеств. Получая самые высокие государственные награды и звания, проявляя активный общественный темперамент в политической и организаторской деятельности, Лев Николаевич на всех этапах жизненного пути прежде всего оставался настоящим художником. Творческие идеи переполняли его, и он неуклонно шел к воплощению своих замыслов. Все возможные эмоциональные качества от психологизма и драматизма до острого юмора и тонкой лиричности были присущи монументальным и станковым произведениям Л. Н. Головницкого.
Наиболее известны монументы, установленные скульптором на Урале: в Челябинске «Орленок» (1958) и «Добровольцам-танкистам» (1975), в Магнитогорске «Тыл – фронту» (1979) «Первая палатка» (памятник-ансамбль первым строителям Магнитогорска). Удивительные по обобщающей образности работы созданы им в соавторстве с женой скульптором Энрикой Эмильевной Головницкой (например, «Память» на Лесном кладбище в Челябинске в 1975 году). В Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге хранятся произведения Льва Головницкого, отражающие противоречивый драматизм истории нашей страны - "Межи перепаханы" (бронза, 1958-59), "Мой век" (триптих, гипс, 1984). Мягкий юмор и точность натурных наблюдений делают столь выразительными и запоминающимися станковые работы из цикла «Рим - вечный город». Созданиям Головницкого присущи не только высокая образность, но и столь необходимые для скульптуры качества живой одухотворенности. В его пластике есть все – и драматичные контрасты света и тени, и обобщенные нерасчлененные участки формы, и выразительнейшие силуэты. Языком скульптуры первый руководитель творческих мастерских в Красноярске владел виртуозно. Но нельзя не упомянуть и о графике мастера, точной в каждом штрихе и линии, искусной и артистичной. И как художник, и как педагог Лев Николаевич был ярчайшей творческой личностью, такими же стали его воспитанники. Под руководством Головницкого работали в Красноярске Юрий Злотя, Эдуард Пахомов, Иван Зеленков и Азат Баярлин.
Сегодня уже вполне обоснованно можно говорить, что каждый из четырех художников первого выпуска творческой мастерской скульптуры в Красноярске стал уникальным мастером, сохраняющим традиции подлинного профессионализма, многогранно и полноценно реализующим свой талант. Лев Николаевич Головницкий руководил мастерскими до 1994 года, затем по состоянию здоровья вынужден был оставить эту работу. С приходом к руководству мастерскими Юрия Павловича Ишханова начинается как бы другая история, ведь нет и не может быть двух одинаковых творческих личностей, тем более личностей такого масштаба как эти два человека.
Юрий Павлович Ишханов - народный художник России, академик, вице-президент Российской академии художеств, профессор, его имя известно профессионалам и любителям искусства далеко за пределами Сибири. Признание заслуг Юрия Ишханова выразилось и в присвоении ему звания Почетного гражданина Красноярска. И это вполне закономерно - его памятники во многом формируют лицо города.
Не менее важна и деятельность Юрия Павловича в области художественного образования. Благодаря его активной позиции двадцать лет назад было открыто не только Отделение Академии художеств и творческие мастерские, но и Красноярский государственный художественный институт. Особо острая проблема кадров стояла при создании в институте скульптурного факультета. И то, что сегодня там преподают талантливые ученики Ишханова, особая гордость мастера. Конечно же, уникальная система художественного образования сложилась в Красноярске благодаря подвижнической деятельности многих и многих людей. Нет возможности перечислять все имена, но с особой благодарностью вспомним здесь талантливого художника, неутомимого организатора Виталия Натановича Петрова-Камчатского (1936 -1993), заслуженного деятеля искусств России, члена-корреспондента Российской академии художеств, профессора. Будучи ректором Красноярского государственного художественного института, он сумел создать замечательный коллектив единомышленников, поднявших уровень преподавания в институте на высокую ступень подлинного профессионализма.
Вернемся к личности Юрия Павловича Ишханова, как скульптора-монументалиста его отличает уверенное ощущение формы, ясность выражения мысли. Данное качество в его монументах усиливается особым вниманием к архитектурно-пространственному решению композиции, благодаря чему памятники становятся образно-художественными доминантами городской среды, обогащают ее, наполняют высоким эстетическим и эмоциональным содержанием. Таковы в Красноярске строгий и сдержанный «Кандальный путь» (1978), в Шушенском пронзительно грустный по настроению памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне (1984), и многие другие монументы.
В творческом наследии Ишханова важное место занимает станковый портрет. В портретном ряду ишхановских образов нет повторов, их всегда отличает убедительная характеристика внутреннего мира модели и выразительная передача внешнего облика. Именно в согласном сочетании внутреннего и внешнего рождаются по-настоящему содержательные и глубокие образы, которые сегодня занимают достойное место в различных музейных собраниях. Особая одаренность к портретному жанру и высокий профессионализм позволяют мастеру успешно реализовывать свои творческие идеи в столь сложном виде скульптуры как мемориальные доски. Высокая академическая традиция создания мемориального памятника в русской культуре берет свое начало еще cо времен классицизма XYIII и первой половины XIX века. И уникальная заслуга сибирского скульптора в том, что ему удалось эту традицию не только сохранить, но и развить в соответствии с современным мировосприятием и современным пластическим языком. Мемориальные композиции, созданные Ишхановым, будь то памятник создателю ансамбля танца Сибири М.С.Годенко, памятники художникам Б.Я.Ряузову и А.Н.Либерову, памятник ученому и конструктору М.Ф.Решетневу, отличаются сдержанно-эмоциональной образностью, каждый раз индивидуальным и точным композиционным решением и, конечно же, высочайшим профессионализмом.
Творческое наследие Юрия Павловича обширно, но вряд ли можно представить личность этого человека, как уже говорилось выше, без педагогической деятельности. Задача создания в Сибири настоящей профессиональной школы мастеров скульптуры красной нитью проходит по всему его творческому и жизненному пути. Недаром одна из его юбилейных выставок так и называлась – «Мастер и его ученики» (2000 год). Учеников Ишханова можно встретить сегодня в самых разных уголках нашей страны, и многие из них, как и когда-то учитель, успешно совмещают высокое творчество с воспитанием молодых.
С 2009 г., после смерти Ю П. Ишханова, руководителем творческой мастерской скульптуры стал член- ккорреспондент РАХ, заслуженный художник РФ Валентин Дмитриевич Свешников.
Сегодня творческой мастерской скульптуры руководит ученик Ю. П. Ишханова, выпускник творческий мастерской Регионально отделения УСДВ РАХ – Александр Евгеньевич Ткачук.
Александр Евгеньевич зарекомендовал себя не только как талантливый скульптор, в чьем творчестве гармонично счетаются классические традиции с художественной индивидуальностью, но и как замечательный преподаватель. Он является авторитетом для студентов, и они постоянно демонстрируют свой творческий рост в курсовых и дипломных работах. Скульптурные композиции Александра Ткачука отличаются поэтическим видением. Его персонажи, воплощенные в бронзе, легко вписались в ландшафт города Красноярска: «Фемида», «Икар», «Журавли», «Похищение Европы», «Бременские музыканты», «Апполон», а также Мемориальный комплекс «Войнам пограничникам» в городе Дальнереченске. С 2001 года А.Е. Ткачук является преподавателем Красноярского государственного художественного института( с 2019 года: Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского) кафедры «Скульптура» и добился несомненных успехов в своей преподавательской деятельности. С 1995 года он является участником художественных выставок различного уровня – от региональных до международных.
Текст составлен на основе статьи
Москалюк Марины Валентиновны
Почетного члена Российской академии художеств,
члена Ассоциации искусствоведов.