Организация творческой мастерской графики была связана с приездом в Красноярск известного российского графика члена-корреспондента Академии художеств СССР Виталия Натановича Петрова-Камчатского (1938-1993). С 1988 года он возглавил Красноярский государственный художественный институт, открыл в институте кафедру графики. Он и стал первым руководителем творческой мастерской графики РАХ в Красноярске.
Имя В.Н.Петрова-Камчатского ко времени его появления в Красноярске было уже широко известно. Выпускник Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова (1961), учившийся у видных советских мастеров рисунка и гравюры М.Черемныха, Н.Пономарева, М.Маторина, Петров-Камчатский с первых самостоятельных шагов заявил о себе как талантливый и смелый художник, сразу же вписался в плеяду ярких графиков 1960-х годов, был участником самых значительных выставок, в том числе всесоюзных выставок эстампа. Уже первые рисунки и линогравюры, представленные на выставках 1960-х годов, свидетельствуют о ярко выраженном лирическом даровании. В своем творчестве он обращался к разным уникальным и эстампным техникам графики: его станковая графика и книжная иллюстрация выполнялись в технике карандаша, в темпере, создавал он линогравюры, работал даже в живописи. Но основной, и самой значительной стала для него техника цветной и монохромной литографии, более отвечающая его лирическому видению такими качествами, как свобода рисунка, воздушность, богатая тональность, возможность широкого тиражирования.
Главной темой на протяжении всего творчества В. Н. Петрова-Камчатского стал Дальний Восток, куда он впервые поехал с геологической партией, будучи еще студентом. Эта поездка на всю жизнь определила тематику его творчества. Любовью к необозримым океанским просторам и штормовым ветрам, к серебристым сопкам, к людям этого края пронизаны его серии литографий и рисунков «Чукотка», «Белая Чукотка», «Камчатка», «Камчатка-Порт», «Небо и мы», «Эвены Верхоянских хребтов».
Творчество В.Н.Петрова-Камчатского отличается яркой индивидуальностью. Его характерной особенностью является своего рода «малонаселенность» его листов. В них немного бытовых деталей, художник ничего не конкретизирует – здесь рассказ о земле и людях в целом. Огромное место в листах автор отводит изображению природы: вода, небо, сопки – тоже персонажи. Величественны просторы, прекрасно небо с его странным ритмом облаков, а рядом со всей этой первозданной красотой неторопливо течет жизнь северного народа, она воедино слита с жизнью природы.
Листы Петрова-Камчатского музыкальны, обладают особенным ритмом, повышенной декоративностью. Зная быт, культуру, фольклор жителей Севера и Дальнего Востока, автор умеет раскрыть символику, передать немногословное мудрое величие обыденной жизни каждого из малых народов.
Особенно тесно связь с фольклорными и культурными традициями ощущается в большой серии иллюстраций к «Библиотеке литературы народностей Севера и Дальнего Востока»: это иллюстрации к книгам «Легенды и мифы Севера» и «Сон в начале тумана» Юрия Рытхэу. Здесь есть умная, тонкая стилизация – не подражание народному искусству, а глубокое понимание его. Автор в иллюстрациях не ставит задачу досконально языком графики пересказывать литературный источник, он вносит свое образное видение, обогащая читателя зрительным восприятием персонажей.
Художник очень много путешествовал. Большое место занимают в его творчестве работы, созданные по материалам поездок и в отдаленные уголки России, и по многим странам и континентам. Эти листы чаще всего выполнялись в темпере. В них понимание роли цвета, точность каждого цветового пятна в композиции сочетаются с яркой декоративностью и какой-то праздничностью восприятия (серии «Красная земля Марокко», «Города друзей»).
Этот энергичный, волевой, талантливый график, обладающий высоким профессионализмом и понимающий важность задач, стоящих перед руководителем творческой мастерской, возглавил мастерскую в 1988 году. Первый набор состоялся в феврале 1988 года. Стажерами в мастерскую пришли пять графиков, Виктор Барткевич, Алексей Евстафьев, Виктор Кравцов, Тамара Кузьмина (Думлер), Валентин Теплов. У всех из них ко времени поступления в творческую мастерскую была серьезная школа: Барткевич и Кузьмина окончили Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, Евстафьев и Кравцов – Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, Теплов – московский полиграфический институт. У каждого уже был большой творческий опыт, свое сложившееся видение, свои излюбленные техники. Все стажеры в период работы в творческой мастерской преподавали в Красноярском государственном художественном институте, часть из них на долгие годы связала свою жизнь с этим учебным заведением. В настоящее время В.П.Теплов – заслуженный художник Российской Федерации, профессор, заведующий кафедрой графики художественного института, участник многих престижных выставок.; В.П.Барткевич – много лет был доцентом этого же института.
В. Н. Петров-Камчатский, не навязывая своего восприятия творчества, умел помочь каждому из авторов глубже познать себя, обогатить свое искусство новыми нюансами, расширить творческий диапазон. Как вспоминает Валентин Теплов: «Виталий Натанович, будучи сам серьезным профессионалом, высоко держал профессиональную планку, работал с нами как режиссер с актерами, ставил перед нами сверхзадачи, повторяя: «Хорошо для студента, но мало для художника».
С первых же дней Виталий Натанович сумел создать в мастерской творческую атмосферу, в которой хорошо работалось, и это показала отчетная выставка, проведенная в 1992 году.
Большая роль принадлежит В.Н.Петрову-Камчатскому и в оснащении творческой мастерской материалами для выполнения работ во всех традиционных техниках эстампа. До открытия мастерской Отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» в Красноярске техническая база для создания графических листов была чрезвычайно слабой. За исключением небольшого эстампного цеха в Красноярском художественном фонде, приспособленного, прежде всего, для работы в линогравюре, не было ничего: печатных станков, литографского камня, оборудованных офортных мастерских. Благодаря своей энергии и волевому стремлению в достижении важнейшей цели – создать полноценные условия для работы графиков, Петров-Камчатский добился того, что уже стажеры этого первого выпуска имели возможность работать в различных техниках эстампа. В последующем каждый из руководителей продолжал совершенствовать условия для работы художников-стажеров.
В 1993 году В.Н.Петров-Камчатский ушел из жизни и руководителем творческой мастерской графики был назначен другой яркий российский график, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Николай Львович Воронкова (1934).
Н.Л.Воронков являлся руководителем мастерской с 1994 по 1999 годы. Замечательный российский график, выпускник Московского художественного института им. В.И.Сурикова (1960) Воронков известен как автор ярких станковых произведений, книжной иллюстрации, долгие годы он сотрудничал с ведущими российскими журналами. Николай Львович работает во многих уникальных и эстампных техниках – гуашь, темпера, акварель, но наибольшим удовольствием он работает в литографии. Как о нем писал в каталоге отчетной выставки творческих мастерских в 1998 году его ученик Алим Пашт-Хан: «Меня давно восхищало высокое мастерство и свободное владение техникой литографии моего учителя, профессора Николая Львовича Воронкова. Мое знакомство с ним началось задолго до поступления в мастерские и определило увлечение литографией. Мы часто вместе переводили, а иногда прямо на камне выполняли работы, забывая обо всем, вытягивая из литографского камня все возможное». Воронков много путешествовал, бывал на крупнейших всесоюзных стройках, привозил оттуда большое количество листов, посвященных людям разных профессий. Будучи руководителем творческой мастерской графики, Н. Л. Воронков стремился бережно сохранить атмосферу творчества и взаимопонимания между руководителем и стажерами, созданную В.Н.Петровым-Камчатским.
Следующий выпуск, состоявшийся в 1996 году, уже происходил под его руководством. Тогда из стен мастерской графики вышли три художника, чье творчество отмечено яркой индивидуальностью. И первым из них надо назвать Германа Суфадиновича Паштова, художника яркого дарования и необыкновенной целеустремленности. Он был приглашен в Красноярск В.Н.Петровым-Камчатским в 1988 году для работы на кафедре графики в Красноярском государственном художественном институте. Уже в то время творчество Паштова, заслуженного художника Кабардино-Балкарской АССР с 1981 года, было хорошо известно в стране. Один из интереснейших российских графиков, он начал свое творчество еще в 1960-х годах, выступая в различных графических техниках – в литографии, в офорте, в линогравюре, в акварели, но известен он стал, прежде всего, как блестящий мастер ксилографии. Здесь он ярко раскрылся и как замечательный художник книги, и как автор изысканных станковых серий.
В Красноярском художественном институте им была создана творческая мастерская книжной графики, обучение в которой прошли уже десятки художников, работающие сейчас по всей стране. И то, что, имея обширный опыт работы, Г.С.Паштов поступает стажером в творческую мастерскую графики РАХ в Красноярске, свидетельствует о его высокой профессиональной требовательности. Через пять лет он сам возглавит эту мастерскую, пройдя ее курс в качестве стажера. Это поможет ему стать сильным руководителем, совмещающим талант художника, прекрасного педагога и замечательного организатора.
С 1999 года руководителем творческой мастерской графики становится Герман Суфадинович Паштов. Четыре графика, принятых стажерами в мастерскую были его учениками, выпускниками КГХИ: Виктор Рогачев и Екатерина Савочкина (1995), Александр Сорокин (1996), Александр Савочкин (1997). Многое Паштов как руководитель сделал для создания плодотворной творческой работы молодых художников: были усовершенствованы мастерские высокой и глубокой печати, литографии. Все также каждый из стажеров имел возможность раскрывать свой потенциал в самых разнообразных эстампных и уникальных графических техниках, что показывают многие выставки в крае и далеко за его пределами, на которых участвуют художники, проходившие обучение в мастерской.
Организаторский дар Г.С.Паштова раскрылся еще в одном ярком явлении рубежа XX-XIX веков, связанном с Красноярском, и, прежде всего, с творческой мастерской графики Отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств – это создание Красноярской студии ксилографии (1998) – объединения, аналогий которому нет в Российском искусстве. В студию входят молодые ксилографы, большая часть из которых прошла обучение в творческой мастерской графики или продолжает заниматься в настоящий момент. Фактически, студия возникла на почве, где для создания ксилографии, казалось бы, не было истоков. О существовании гравюры на дереве в Красноярске до появления здесь Г.С.Паштова говорить не приходится, который приехал в Красноярск в качестве преподавателя КГХИ, создал и возглавил творческую мастерскую «Искусство книги», стал преподавать технику ксилографии. Талантливый педагог, Герман Суфадинович свою любовь к этой камерной сложной, трудоемкой технике сумел привить ученикам, и, возглавив творческую мастерскую графики в красноярском отделении РАХ, он со своими учениками продолжил работу в обрезной и торцовой ксилографии. Г.С.Паштов прививал своим ученикам те качества, которые выдвинули его собственное творчество на значительный уровень среди российских графиков, – отношение к книге как к произведению искусства, в котором все едино от формата, шрифта, самой малой заставки до разворотных иллюстраций. Собственные авторские работы Германа Суфадиновича служили для студентов образцом глубокой эмоциональности, образности, творческого осмысления иллюстрируемого материала, высокой культуры работы над каждым листом, огромного трудолюбия.
Работая в разных техниках уникальной и печатной графики, ученики Г.С.Паштова не оставляют работы в ксилографии, продолжая создавать станковые листы и книжные иллюстрации. Общение молодых ксилографов и их учителя продолжалось даже тогда, когда выпускники мастерской уезжали в другие города Сибири, Дальнего Востока.
Эта непрерывающаяся связь учителя и учеников, постоянное общение, совместное участие на выставках обусловило необходимость создания в 1998 году творческого объединения, которое получило название «Красноярская студия ксилографии». Паштов явился основателем и руководителем студии, в короткий срок сумевшей подтвердить свою жизнеспособность, раскрыть высокий творческий потенциал ее участников.
Это объединение ксилографов можно назвать по-настоящему уникальным. Обращение к искусству ксилографии такого большого круга авторов сложно вообще представить: традиционно в гравюре на дереве работают немногие художники печатной графики. А в Красноярске вдруг появляется большое творческое объединение в основном молодых мастеров, которые смело берутся за создание многоцветных листов, создавая и большие станковые композиции, и миниатюрную книжную иллюстрацию.
Новое молодое поколение красноярских граверов на дереве впитало лучшие традиции мирового искусства ксилографии: европейской, японской школ, и, прежде всего, русских мастеров. Можно уверенно говорить, что в настоящее время традиции русской классической гравюры на дереве пустили в Сибири, в частности, в Красноярске мощные корни. И роль творческой мастерской графики Отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств и ее нынешнего руководителя Г.С.Паштова в этом процессе является весьма существенной.
Текст составлен на основе статьи
Ломановой Татьяны Михайловны
Кандидата искусствоведения,
заслуженного работника культуры РФ,
члена Ассоциации искусствоведов России.