Имя
Вадима Иванкина известно далеко за пределами Новосибирска, где живет и работает художник. Выставки живописи и графики в разных городах России, а до пандемии и за рубежом дали возможность познакомиться с его творчеством широкому кругу зрителей, в том числе во Владивостоке. Графические листы В. Иванкина были представлены в выставках «Новосибирская графика» в Музейно-выставочном комплексе ВГУЭС (2016) и «Иванкин. Машанов. Черкасов» в залах Приморского отделения Союза художников России: он запомнился большеформатными акварельными листами, в основу которых легли интерпретации религиозных сюжетов.
Вадим Иванкин вырос в Рубцовске, небольшом городе в Алтайском крае. Выбор профессии для него во многом был определен общением с художниками Альфредом Фризеном и Владиславом Тихоновым, студию которого Вадим посещал еще в школьные годы. А. Фризен, признанный авангардист, и В. Тихонов, пейзажист, создавший и долгие годы руководивший знаменитой изостудией при Доме культуры Алтайского тракторного завода и внесший большой вклад в культурную жизнь региона, были удивительными личностями. Их эрудиция, творческая свобода, неуемная энергия влияли на окружающих. В результате Вадим поступил на художественно-графический факультет Новосибирского педагогического института.
Социальный накал конца 1980-х, коснувшийся в том числе и сферы искусства, обусловил критическое осмысление многого из того, что было создано в предшествующее время. В этот период формируется собственное видение возможности выразить себя в искусстве у Иванкина. Он идет не по пути революций, отвержения художественных достижений советской эпохи, а по пути поиска своего языка, своей темы. Начавший работать после института в живописи, он постепенно, не без рефлексий, приходит к технике акварели, в которой воплощает тему, ставшую в определенный момент центральной.
Библейский цикл, начатый им в начале 1990-х, включает несколько серий: «Откровение», «Полуночный мир», «Эскизы утраченных фресок», «Лицевая книга». Обращение к этой теме явилось не данью моде, возникшей в начале перестройки, а способом исследования духовной составляющей человеческого бытия (если говорить о содержательной стороне), всегда волновавшей художника. Что касается формальной стороны – это интерес к форме, цвету, пластическим возможностям, композиционным построениям, обусловленным спецификой темы. Более того Вадим Иванкин расширил тему: эскизы к утраченным, то есть не сохранившимся фрескам, которые художник видеть не мог, - это его фантазия и творческая интерпретация отношений между персонажами человеческой истории. Искусство русской иконописи, основные иконографические сюжеты стали тем зеркалом, в котором В. Иванкин увидел и свое искусство.
Возглавив несколько лет назад творческую мастерскую живописи в Региональном отделении «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств в г. Красноярске, Вадим вернулся к живописи. В свое время (2012 год) в персональной выставке «Иванкин» он представил более двадцати живописных автопортретов, в которых основной акцент сделан на пластических поисках. Обратившись к этому жанру в 2000-х, он экспериментировал с цветом, с самой структурой живописи, создавая вариации собственного образа.
Куратор выставка Зотова О.И., искусствовед, почетный член РАХ,
старший научный сотрудник Музея истории Дальнего Востока имени В.К.Арсеньева.