Руководитель творческой мастерской живописи Регионального отделения УСДВ РАХ г. Красноярске

Иванкин Вадим Викторович
Академик Российской академии художеств, заслуженный художник РФ

Родился 12 марта 1961 г. в Рубцовске (Алтайский край). Живет и работает в Новосибирске.

1978–1983 — Новосибирский государственный педагогический институт, художественно-графический факультет;
1982 — участник профессиональных художественных выставок, зарубежных, всесоюзных, республиканских, зональных, краевых и областных выставок;
1989 — член Союза художников СССР;
2003–2006 — заместитель председателя, ответственный секретарь правления Новосибирского регионального отделения ВТОО «Союз художников России»;
2004 — доцент кафедры монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии;
2006 — профессор кафедры монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии;
2006 — настоящее время — председатель Новосибирского регионального отделения ВТОО «Союз художников России»;
2007 — заслуженный художник Российской Федерации;
2012 — член-корреспондент Российской академии художеств;
2018 — академик Российской академии художеств;
2017 – Руководитель творческой мастерской живописи Российской академии художеств в
г. Красноярске.



Выставки
С 1982 года – участник профессиональных художественных выставок городского, областного, регионального, всероссийского и международного уровней, а также персональных выставок в Новосибирске (1989, 1990, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2009, 2011, 2012), Искитиме (1990), Бердске (1991), Барнауле (2012). Произведения Вадима Иванкина хранятся и экспонируются в «РОСИЗО» (Москва), ГХМАК (Барнаул), НГХМ, НГКМ, КОМИИ, КХМ им. В.И. Сурикова, Курганском областном художественном музее, Новокузнецком художественном музее, ООМИИ им. М.А. Врубеля, Тюменском областном художественном музее, Курганском Доме работников искусств (Курган), в музеях районных центров Новосибирской области: Искитимском городском историко-краеведческом музее и Краснозёрской картинной галерее, в музее современного христианского искусства (Лесосибирск Красноярского края), Музее современного искусства «АртЭтаж» (Владивосток), Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева (Бишкек), Хейлунцянской ассоциации по развитию и изучению российской живописи (Харбин, Китай), в частных собраниях Германии, Греции, Ирландии, России, США, Франции, Японии.

Награды
2008 — золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России;
2013 — золотая медаль им. В. И. Сурикова Союза художников России;
2014 — золотая медаль Российской академии художеств.




«...творчество Вадима Иванкина оказалось в центре внимания искусствоведческих и культурологических дисциплин. Этот интерес объясняется тем, что художник, как и ряд других авторов, обращается к темам, имеющим фундаментальное значение для жизни человека в чрезвычайно противоречивом и конфликтном современном мире. Размышления художника в этом проблемном поле осуществляются в двух направлениях. Одно реализуется в основном в жанре портрета-картины и чистого портрета, другое – в композициях на религиозные сюжеты. Первую заявку на образ современника Вадим Иванкин сделал в композициях 90-х годов («Сон», «У зеркала», «Фаэтон», все 1995), в которых образ человека решался средствами экспрессивной живописи. Композиции тяготели к типизации и обобщениям, оставляя за скобками индивидуальное прочтение образа отдельного человека. Движимый потребностью понимания конкретного человека, художник явно пошел ва-банк, сделав предметом исследования автопортрет. Прошедшая в 2012 году персональная выставка, на которой было представлено более двух десятков автопортретов, в определенной степени оправдала ожидания самого художника и зрителя, особенно, подчеркну, профессионального. Лишенный даже намека на самолюбование, художник на автопортретах предстает трезвым до самоистязания исследователем. Погрудное или лицевое, фронтальное или в четвертном развороте изображение максимально приближено к зрителю, который при внимательном рассматривании не может не заметить тончайшие градации состояний, которые интересуют самого автора. Автопортреты Вадима Иванкина подсказали, что ответы на вопросы, которые его как художника и как человека преследуют, находятся в его же работах с программным, на старинный манер длинным названием: «Несколько эскизов утраченных фресок, восстановленных автором на холсте и бумаге акварелью, маслом и темперой». Сначала акварельные, затем в масле «фрески» Вадима Иванкина появились в начале 2000-х годов и сегодня представляют монументальное полотно, каждая часть которого обращена к тончайшим струнам человеческой души. Появление «фресок» Вадима Иванкина в пору разрушения духовных идеалов и принципов классической эстетики кажется принципиальным. «Идея свечения, драма жизни» (А.И. Морозов) предстает в работах художника. В эскизной стилистике с подвижными, пульсирующими живописными слоями-массами всего цикла, в отдельных образах святых, трактуемых апокрифически, читается нечто отвлеченное, скорее вселенское, именуемое близким духовному человеку словом «сакральное». На фоне нынешних «либеральных» событий «фресковый» цикл Вадима Иванкина воспринимается как очень честный и смелый поступок, взывающий каждого человека к возвышению. П.А. Флоренский говорил: «И каждое мое духовное усилие, каждый вздох, слетающий с кончика губ, устремляет на помощь мне весь запас благодатной энергии».

Владимир Федорович Чирков
Почетный член Российской академии художеств,
член Союза художников России,
искусствовед