Кузьминых К.Б. Китай. 2021. Холст, масло. 130х100
Красноярск
«Северный ветер. Следы на снегу».
2 сентября 2021 г. состоится открытие выставки живописи и графики заслуженного художника РФ, заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия), доцента Арктического государственного института искусств и культуры Старостина Михаила Гаврильевича и заслуженного деятеля искусств РС (Я), доцента Арктического государственного института искусств и культуры, выпускника Творческой мастерской живописи РАХ в Красноярске (1998-2001) Бойтунова Дьулустана Афанасьевича в залах Регионального отделения УСДВ РАХ в Красноярске.

Время работы выставки: 2-26 сентября 2021 г.
Организаторы: Региональное отделение УСДВ РАХ в Красноярске, Союз художников Якутии, Арктический государственный институт культуры и искусств.
Адрес: Красноярск, Пр. им. Газеты "Красноярский рабочий", 197.

Данный выставочный проект представляет зрителю две самостоятельные персональные выставки двух авторов из Якутии - Старостина М.Г. и Бойтунова Д.А., располагающиеся на разных этажах выставочных залов. Оба художника живут в одном городе, преподают в одном институте, но совершенно по-разному представляют в своих работах родной край, живущих в нем людей, их легенды и мифы.

Старостин Михаил назвал свою выставку «Следы на снегу», где объединил работы разных лет: от ранних офортов 90-х годов до новых живописных и графических работ последних лет.

Дьулустан Бойтунов объединил свои работы на выставке под названием «Северный ветер». Экспозиция представлена живописными полотнами и графическими произведениями, представляющими свободу мира Арктики, где можно почувствовать прохладу ветра, прилетевшего с бескрайней тайги, равнин, полей. Первозданная природа, таинственные мифы и легенды, многовековые традиции северных народов, образы книжных героев, городов и стран, увиденные художником и запечатлённые им в картинах вступят в бесценный Диалог с посетителями выставки, которая будет представлена зрителям в течении месяца.
Старостин Михаил Гаврильевич - заслуженный художник Российской Федерации (2019г.), Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) (2010г.), награжден бронзовым и золотым знаками Союза художников России «Духовность, традиции, мастерство» (2011, 2019 гг.), лауреат премии имени М. Турдагина в области станковой графики (2014 г.), серебряным знаком Национального книжного издательства Республики Саха (Якутия) им.
С.А. Новгородова "За вклад в развитие национального книгоиздания" (2013), юбилейной медалью Союза художников РС (Я) «За вклад в развитие изобразительного искусства Якутии» (2016 г.), дипломами Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России (2016, 2017,2020 гг.).

Старостин Михаил Гаврильевич окончил в 1977 г. Якутское художественное училище, в 1990 - отделение промышленной графики Красноярского государственного художественного института. С 1990 по 2000 гг. работал старшим художественным редактором в Национальном книжном издательстве «Бичик». С 2000 г. преподает в Арктическом государственном институте культуры и искусства в Якутске. В его искусстве параллельно существуют разные стилистические системы – экспрессионизм, абстракционизм, примитивизм, реализм, и, несмотря на этот широкий спектр устремлений, творчество художника самобытно и уникально. Сложное и глубокое искусство Старостина является своего рода духовным комментарием времени: конкретные политические события, возможно, не нашли отражения в его произведениях, но дух времени, его проблематика, его философия выражены с ясной полнотой. Он – философ, ироничный, иногда трагичный, но неизменно поэтически обаятельный. Сила живописи и графики – в поиске изначального в пространстве и времени, отражении глубинных движений души и импульсов генной памяти. В его работах сильно выступает этническая психология – тяга к глобальному высокому смыслу, склонность к обобщению окружающего мира, который представляется космическим миром-вселенной, стремление к передаче эмоциональной духовной атмосферы, рождающей сложные ассоциации и символы. В работах существует избранный круг тем (кочевники, путь, встречи и расставания, любовь), персонажей и предметов – путники, охотники, рыбак, женщина, птица, гнездо, образующие своеобразные родовые знаки. В героях, изображенных несколько утрированно, сконцентрированы наиболее устойчивые черты национального характера северных народов – близость к природе, Космосу.

Необычайно выразительна, импульсивна и раскована графика, где Старостин разрабатывает разные темы и жанры, обращается к различным техникам исполнения и стилям. Это пейзажи, библейские сюжеты, шаманские мистерии, острые характерные портреты, абстрактные композиции. Поиски живописности привели автора к беспредметной абстракции, ассоциативной живописи. Иногда это ностальгия по другому времени и пространству, свободному от цивилизации, ночные видения или ирреальные откровения, отражающие некое раздвоение самой сущности бытия, причудливым образом смешивающие реальность и абсурд.
Дьулустан Афанасьевич Бойтунов – один из ярких представителей современного изобразительного искусства Якутии, выпускник Якутского художественного училища (1985, мастерская Л.Д. Слепцовой) факультета живописи Красноярского художественного института (1994, мастерская профессора А.М.Знака), творческих мастерских Российской академии художеств (г. Красноярск, 2001, руководитель академик РАХ Левитин А.П.). Тонкость живописи и филигранность рисунка Д. Бойтунова отмечались его педагогами еще в годы учебы. Творческая атмосфера мастерских Красноярска способствовала, как и многим ведущим художникам Якутии, определению собственного пути и обретению индивидуальности. К концу 1990-х Д. Бойтунов стал более известен широкому зрителю лиричными пейзажами и созерцательными натюрмортами.

В конце 1990-х в его творчестве определяется основная линия, связанная с осмыслением этнонациональной традиции. Немаловажное значение в этом имела одна из первых крупных работ автора – иллюстрирование исторического романа «По велению Чингисхана» («Чыныс Хаан ыйаа5ынан») Н. Лугинова (2001). В первых листах уже заложены основные черты его графического стиля, характерности, проявившиеся позднее и в живописи: отточенность линий, ясность рисунка, выстроенность композиции. Жанр иллюстрации, имеющий свои особенности, связан с пояснением текста, но автор внес свои штрихи и чувствование в характеристику литературного произведения, создал не только перекликающийся с текстом визуальный образ, но и гораздо обогатил его. Часто автор разворачивает действо в белом пространстве, заполненная детально прорисованными персонажами, животными, предметами плоскость уравновешивается плотностью белого фона.

Для автора важна абстрактная сторона произведения, будь то графика или живопись: распределение, соотношение масс, плоскостей, это видно в предварительных эскизах, пятна, силуэты детализируются, завершаются тщательной доработкой. Художник не стремится к передаче пространства, его интересует событие, герои, действие, движение, усиливая ее автор, обращается к фрагментарной композиции. В иллюстрациях техника Д. Бойтунова словно возвращает зрителя к старинной классической графике: отмывка акварелью с расплывчатым слоем придает многим листам мягкую живописность. В дальнейшем выразительная черно-белая графическая серия успешно продолжилась в оформлении следующего литературного произведения Н. Лугинова «Улуу хууннар» (2010).

Бойтунов Дьулустан Афанасьевич достойный представитель высоких традиций художественной реалистической школы и как художник, чья творческая деятельность находится на взлете, обогащает своим творчеством национальную культуру Республики Саха (Якутии), России и мира.