Екатеринбург

Выставка Виталия Воловича «Эскизы»


Выставка «Эскизы» в Художественном музее Э. Неизвестного позволяет проследить этапы создания мастером книги – от начального поискового материала до законченных иллюстраций и оформления, включая заставки, обложки, макеты. Эскизы, наброски, варианты цветовых решений, элементы книжного оформления, макетирование и т.д., выполненные Виталием Воловичем различными графическими материалами: карандашом, акварелью, гуашью, тушью, в технике печатной графики к балладе Р. Стивенсона «Вересковый мёд», трагедиям У. Шекспира «Отелло», «Ричард III», к «Эгмонту» И.Гёте, «Роману о Тристане и Изольде» Ж. Бедье, «Слову о полку Игореве» позволят зрителю узнать сокровенные стороны творческого процесса, в который был погружён мастер. Открытием для уральских зрителей станут впервые экспонируемые поисковые эскизы и наброски иллюстраций к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», созданные Виталием Воловичем в 1970-е.


Время работы выставки: 16 декабря 2020 г. – 7 февраля 2021 г.
Адрес:
г. Екатеринбург, Художественный музей Э. Неизвестного: en-artmuseum.ru,
студия Евгения Воловича «Триумвиарт»: triumvi.art

Виталий Волович (1928 – 2018) - художник-иллюстратор, график, живописец. Член Союза художников (1956). Лауреат премии им. Г.С. Мосина (1995), премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1999, 2007). Был награжден Золотой медалью Российской академии художеств (РАХ) за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея». Член- корреспондент РАХ (2007), дйствительный член РАХ (2012). Почетный гражданин города Екатеринбурга (2007), города Ирбита (2008), Свердловской области (2018). Народный художник Российской Федерации (2016).

Виталий Волович родился в Спасске-Приморском (Дальневосточный край), с 1932 г. жил и работал в Свердловске (Екатеринбурге). В 1943-1948 гг.. учился на живописном отделении Свердловского художественного училища у А.А. Жукова, О.Д. Коровина. Работал художником-оформителем и иллюстратором книг для Свердловского (Средне- Уральского) и Челябинского (Южно-Уральского) книжных издательств, а также издательств Москвы («Художественная литература», «Молодая гвардия», «Искусство»).

Свою творческую жизнь В. Волович сразу начал как книжный график: иллюстрировал «Кладовую солнца» М. Пришвина (1953), балладу Р. Стивенсона «Вересковый мёд» (1962), «Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова (1963, 1969), легенды и сказки народов мира (1960-е), «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» М. Горького (1965) и др.

Интерпретации произведений, связанных со Средневековьем, принесли художнику известность и международное признание: он иллюстрировал «Ирландские и исландские саги» (1968), трагедии «Отелло», «Ричард III» У. Шекспира (1968), «Роман о Тристане и Изольде» Ж. Бедье, «Слово о полку Игореве» (1985) и др. Высоко были оценены профессионалами графические листы В. Воловича, выполненные по мотивам зарубежной литературы: «Эгмонт» И. Гёте (1982), «Страх и отчаяние в Третьей империи» Б.Брехта (1971), «Орестея Эсхила (1990) и др.

С 1998 по 2016 гг. Виталий Волович выпустил ряд альбомов, в которых реализовались его давние мечты о синтезе текста и изобразительного ряда. В книгах присутствовали книжные иллюстрации художника, его станковые работы разными материалами, включая печатную графику, фотографии и тексты: собственно литературные произведения, размышления самого автора, отзывы писателей, поэтов, филологов, режиссёров, философов, искусствоведов и др. «Старый Екатеринбург» (1998), «В. Волович. Графика» (2002), «Чусовая. Таватуй. Волыны» (2006), «Средневековый роман» (2008), «Путешествия» (2008) постепенно проявляли некогда высказанную художником идею о сопряжении текстуального и визуального рядов, но именно в альбомах «Мастерская» (2011), «Парад-алле» (2011), «Женщины и монстры» (2013) и «Корабль дураков» (2016) соединились две самые большие страсти Воловича - литература и изобразительное искусство, служению которым он отдал всю жизнь. Здесь реализовались и другие важные желания Воловича: он хотел высказаться и от своего имени (утверждая, что потеряна индивидуальность, а в искусстве именно это и является наиболее важным – авторская позиция, отношение к происходящему, личностные
переживания, язык), и от целого поколения, понимая свою ответственность перед друзьями, единомышленниками, ушедшими художниками.

Тема борьбы добра и зла, их драматическое столкновение всегда доминировала в творчестве художника. Тонкое и точное знание истории, конкретных реалий, подлинных текстов, умение передать внутренний драматизм, силу человеческого духа, противостояние насилию и бесчеловечности, выявленное средствами художественно- графической выразительности - обобщённо-монументальными композиционными
решениями, экспрессивным штрихом, контрастностью пятен - сделало творческий почерк Воловича узнаваемым и неповторимым.

В.М. Волович с 1952 г. являлся участником городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок.Работы художника находятся в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (г. Москва), в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее (г. Санкт- Петербург), в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Государственном художественном музее Алтайского края, Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Курганском областном художественном музее, Магнитогорской картинной галерее, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Новосибирском государственном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Саратовском государственном художественном музее им А. Н. Радищева, Челябинском музее изобразительных искусств, в других музеях и галереях Екатеринбурга, Омска и других городов России, в Пражской национальной галерее (Чехия), Моравской галерее (Брно, Чехия), в Музее современного искусства в Кёльне (Кёльн, Германия), в Музее Ф. Шиллера и И. Гете (Веймар, Германия), в Шекспировском центре (Стратфорд-на- Эйвоне, Великобритания), в частных собраниях России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и др.

На основе пресс-релиза