Первоуральск
Выставка графики В. М. Воловича в Первоуральске к 90-летию художника
1 августа в Инновационно-культурном центре г. Первоуральска (Свердловская область) открывается выставка графики Виталия Михайловича Воловича.

3 августа 2018 г. мастеру исполняется 90 лет. Именно к этому событию приурочена экспозиция, которая включает книжные иллюстрации к литературным произведениям: «Ричард III» (У. Шекспир), «Слово о полку Игореве», «Исландские саги», а также станковые работы из серии «Средневековые мистерии», «Цирк» и др.

Время работы выставки: 1 августа – 30 сентября 2018 г.
Адрес: г. Первоуральск, ул. Ленина, 18Б, Инновационно-культурный центр.
Организаторы: Российская академия художеств, ВТОО «Союз художников России», Инновационно-культурный центр г. Первоуральска.

Виталий Волович – народный художник РФ, академик Российской Академии художеств, дважды лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1998, 2007), почётный гражданин Свердловской области (2018).

Виталий Волович родился в г. Спасске на Дальнем Востоке, с 1932 г. живёт и работает в Екатеринбурге. С 1943 г. по 1948 г. учился в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра, член Союза художников СССР с 1956 г. С 1952 г. – участник региональных, всероссийских, всесоюзных, международных конкурсов и выставок, где неоднократно награждался медалями и дипломами.

Работы Виталия Воловича находятся в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (г. Москва), в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее (г. Санкт-Петербург), Пражской национальной галерее, Моравской галерее (г. Брно), в Музее современного искусства (г. Кельн), в Музее И.В. Гете (г. Веймар), в ЕГИИ и других музеях и галереях Екатеринбурга, Барнаула, Кургана, Новосибирска, Омска, Перми, Саратова и других городов, в частных собраниях России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и др.
Всю свою творческую жизнь В. Волович посвятил книжной графике, он иллюстрировал М. Пришвина (1953), Р. Стивенсона (1962), П.П. Бажова (1963, 1969), легенды и сказки народов мира (1960-е), М. Горького (1965), трагедии Шекспира «Отелло» и «Ричард III» (1968), роман Ж. Бедье «Тристан и Изольда» (1978), «Эгмонт» И. Гёте (1982), «Слово о полку Игореве» (1985) и др. Его работы наполнены тонким и точным знанием истории, конкретных реалий, подлинных текстов, умением передать внутренний драматизм, силу человеческого духа, противостоянием насилию и бесчеловечности средствами художественно-графической выразительности, что воплотилось в обобщённо-монументальных композициях, экспрессивности штриха, контрастности пятен. Виртуозное владение разными графическими техниками (офорт, литография, различные материалы рисунка) позволяло Виталию Михайловичу выбирать столь разные по содержанию произведения, но неизменно творчество графика было драматично и убедительно, поэтому выход каждой из книг был значительным событием в художественной культуре страны.

Виталий Михайлович всегда много внимания уделял родному городу, создавая множество видов Екатеринбурга. Внося остроту и напряжённость в восприятие столицы Среднего Урала, он создал драматическую повесть о жизни старого города, уходящего в прошлое, но продолжающего отстаивать свою самобытность. Другие города и сёла Свердловской области также не были обойдены вниманием художника – в 2006 г. вышел двухтомный альбом В. Воловича «Старый Екатеринбург. Чусовая. Таватуй. Волыны» (акварель, рисунок, темпера).
Запоминающейся стала выставка Виталия Михайловича в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в 2013 г., где художник представил зрителям 300 работ станковой и книжной графики. В 2014 г. он подарил Екатеринбургскому музею изобразительных искусств более сотни своих графических работ.

В последние годы станковые графические листы художник объединил в альбомы «Парад-алле» (2011), «Мастерская» (2013), «Женщины и монстры» (2013), где графические композиции перемежаются с отрывками из прозаических и поэтических текстов по принципу свободных ассоциаций. Все они развивают определённую тему во времени, строятся на исторических параллелях, иносказаниях.

Виталий Волович никогда не ограничивался рамками изобразительного искусства. Литература, музыка, театр – неотъемлемые компоненты его жизни. В 2016 г. художник воплотил свой грандиозный замысел, закончив работу над книгой, которую считает своеобразным подведением итогов творческой жизни – «Корабль дураков». Это, по сути, не книга, а грандиозное действо, которое следует проживать как драматическое представление, требующее особой подготовленности от читателя-зрителя. Обобщенные монументальные решения, контрастность композиционных приемов, острая экспрессия штриха, яркая линейная выразительность – характерные черты творчества в полной мере выразились в «Корабле дураков»; положенные на огромный литературный багаж, они делают прочтение альбома незабываемым.

В 2017 г. В. Волович выпустил второе переиздание книги «Мастерская. Записки художника», где представлены не только его воспоминания о художественной жизни СССР-России второй половины XX – начала XXI века, но и глубокие мысли о природе творчества, путях развития изобразительного искусства, призвании и служении мастера.

В экспозицию вошли графические работы В. Воловича из галереи «Шлем».
Управление информации Российской академии художеств (Москва)
Контакты: rah1757@yandex.ru
8 (495) 637-47-71, 8 (495) 637-25-69
Российская академия художеств
Организатор выставки
Свердловское региональное отделение ВТОО "Союз художников России" (Екатеринбург)
Контакты: shr-ekb@mail.ru
+7 (343) 261-63-19, 261-70-97
Союз художников России
Организатор выставки