Когда сталкиваешься с неординарным произведением искусства, аналогов которому трудно отыскать в истории – моментально оказываешься перед сложнейшей задачей вынесения своего суждения о творчестве автора и его работах, представленных на суд зрителей. Здесь может помочь лишь собственный вкус и опыт, накопленный за годы работы и изучения явлений творчества. Так произошло и с арт-объектами известного художника-керамиста из Ханты-Мансийска народного художника России, член-корреспондента РАХ, профессора Галины Михайловны Визель, которые, на наш взгляд, дают возможность достаточно полно представить образ их создателя, почувствовать личностно неповторимую линию её творчества.
И становится ясным, что решительная и смелая по натуре Визель всегда ставила перед собой самые трудные художественные задачи. А её авангардный почерк – это своего рода фирменный стиль, верность которому знаменуют все годы её трудов. Определить этот стиль каким-либо одним термином довольно сложно. В нём сплавились, органично слились мастерское владение материалом, оригинальное содержание: древние сибирские мифы, сказания народов ханты и манси, образы старинного угорского литья, воспринятые современным художником через толщу веков и бережно донесённые до нас этим искренним и чутким автором.
Родом из Тюмени, художник хорошо знает и любит родной край, и, потому, так легко и свободно открывает нам этот незнакомый мир, где веками живут бок о бок разные народы, каждый из которых обладает своей неповторимой культурой, своей особой ментальностью.
Долго находясь вдали от своей родины в Ташкенте, Визель получила там своё художественное образование, первоначальное признание как художника, а потом вернулась в Сибирь. Переехав в Тюмень, а затем в Ханты-Мансийск, она постепенно открывала там для себя красоту сибирского края. И Север дарил ей свои духовные заветы. В творчестве мастера шёл поиск нового образного художественного языка, нового индивидуального стиля. А как хороши её слегка подсвеченные глазурями композиции диптиха блюд «Жизненный цикл», с их четырьмя регистрами, в которые укладывается весь человеческий путь – аналогия народного сюжета «лестница человеческой жизни», многообразно проявленная в фольклоре разных стран мира.
Смотришь на блюда, выполненные Галиной Визель или на её скульптурные композиции – и начинаешь ощущать ритм, заданный творческой энергетикой, становишься свидетелем внутреннего видения художника. Настоящее произведение искусства – очень гармонично. В нём ничего нельзя изменить или к нему добавить.
Уже сами названия её зрелых произведений постепенно вводят нас в мир старинного сибирского фольклора: «Праздник медведя», «Медвежье капище», «Угорская мадонна», «Золотая баба», «Дорога шамана», «Боги и духи», «Мир-сусне-хум», «Мать Калтащ», «Вороний праздник», всё это так незнакомо для европейского слуха, так необычно, так таинственно, так непревычно, но вместе с тем так притягательно.
Целую книгу мифов и легенд древних угров можно прочитать на её керамических блюдах, объединённых в три серии: «Дорога шамана», «Поклонение богам» и «Древние знаки», увидев, как буквально на наших глазах происходит возрождение в произведениях современного мастера древних сибирских мифов.
Глубоким и сияющим является цветовое решение диптиха «Образы вечности», демонстрирующее выразительные возможности шамота, внутренне напряжённое и богатое колористически.
С нами как-бы говорят древние легенды Югры, слитый с природой духовный, мифологический мир обь-угорских народов. В синтезе фаянса, солей, пигментов и эмали родилась её торжественная югорская сюита, насыщенная высоким пафосом любви к родной земле и её народу.
Но вершиной поисков автора стало произведение «Боги и духи» (1992). Сложная семифигурная композиция здесь объединена триединым стержнем «человек – зверь – птица», олицетворяющим нерушимую связь Верхнего, Среднего и Нижнего миров в мифотворчестве хантов.
В магическом числе «семь» (столько выполнено предметов) светится сокровенное божественное начало северного человека в союзе с животным миром как частью природы. Суть открытия – лик, запечатлённый в древе бытия, крылья и гордые головы птиц, прижавшиеся к дереву, звери.
Удивительно изысканы и вместе с тем глубоко народны её скульптуры «Дух воды», «Дух леса» и другие композиции этой серии. Многократно варьируя образы, экспериментируя с различными материалами: глиной, фаянсом, шамотом и цветом глазурей и окислов, Г. Визель создаёт некую «первобытную симфонию», пронизанную первозданной природной красотой.
Такова и фаянсовая, слегка тронутая окислами и глазурями «Мать Калтащ», сидящая на коне и фронтально развёрнутая к зрителям.
Богиня материнства широко раскинула руки и как-бы хочет обнять весь мир, защитив его этим охранительным жестом от катаклизмов. Олицитворением природы выступает трогательное мирно пасущееся стадо оленей под гигантской фигурой коня богини.
А вот и сам «Небесный конь». Выполненный автором из шамота и украшенный глазурями и золотом, он благодаря своей стройной изогнутой фигуре и позе, как бы сам стремится в облака, отражая извечную мечту человека о прекрасном, о красоте. Ведь конь это не только символ силы, быстроты и неутомимости, но и знак солнца и света. Хорошо известно, что и Русь с древнейших времён отождествляла себя с образом коня, что нашло своё яркое воплощение в архитектуре Русского Севера. Центральной фигуре мансийского пантеона богов Мир-сусне-хуму посвящён целый ряд произведений автора. Он тоже изображён на коне, объезжающим Югорскую Вселенную. В творчестве Г.Визель его изображения многообразны. Выполненные из глины, шамота и фаянса, они украшены зооморфными рельефными и живописными орнаментами, маленькими фигурками животных. Расположившихся на лошадином крупе, посреди которого располагается столпообразная идолоподобная фигура бога. Он спокоен и безмятежен, он поборник справедливости, учитель и наставник народа.
Особой цветовой и пластической экспрессией отличаются шамотные мифологические птицы Г. Визель. Покрытые разноцветными глазурями, с орнаментальными рельефными рисунками, они ярко и образно аккомпанируют легендам и мифам Югории как символы духа и души.
Способность не только находиться в постоянном творческом поиске, но и передавать своё мастерство ученикам отмечали многие коллеги автора, в том числе и преподаватель Ханты-Мансийского института дизайна и прикладных искусств скульптор Володя Саргсян, с которым в 2008 г. Галиной была выполнена почти трёхметровая керамическая решётка для гостиницы «Югорская долина». Сложная по своей структуре многоярусная композиция как нельзя лучше вписалась в интерьер общественного здания и своеобразно проиллюстрировала мифологическую составляющую культуры целого региона.
Продолжая мифологическую тему, это творческое содружество принесло создание серии из семи декоративных бронзовых скульптур «Боги и духи». Каждая из них напоминает дерево, вырастающее из земли, как-бы символизируя всемирное древо, соединяющее прошлое, настоящее и будущее. Навершие скульптур – стилизованная крона святого дерева с фигурами божеств и духов с их окружением. На стволе – орнаменты, символы и таинственные коды, составляющие смысл и существо каждой из композиций.
Вот скульптура «Космическое деление мира». В её содержании – религиозно-мифологические представления обских угров о Космосе, который включает три сферы: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный) миры. В верхнем мире обитают боги; в среднем – люди, растения, животные, лесные существа и земные божества; в нижнем – мёртвые духи. И все эти миры составляют семислойное жизненное пространство и связаны между собой. Выстроившихся в определённом порядке по центральной оси аллеи одной из центральных улиц Ханты-Мансийска и органично вписанных в окружающую городскую среду.