Тбилиси (до 1936 года Тифлис) – город бурлящей жизни, разнообразный, богатый и оригинальный, который еще в средние века называли городом радости. В середине ХIХ века здесь открылась итальянская опера и весь город пел оперные арии. Позднее появился цирк - мир, в котором хорошо всем: и взрослым, и детям.
Цирк всегда привлекал художников бушующей палитрой цвета, комедией и драмой образов клоуна, Пьеро, персонажа Commedia dell'arte - Домье, Ренуар, Дега, Ватто, Пикассо, Леже, Василий Шухаев.... Он заворожил и впечатлительного мальчика Зураба Церетели. Гимнасты, фокусники, акробаты, жонглёры, иллюзионисты и клоуны дарили будущему художнику радостный мир, полный динамики и драмы. Эрнест Хемингуэй говорил: «Цирк - это единственное представление, от которого у тебя появляется ощущение, что ты спишь и видишь по-настоящему счастливый сон…»
Артисты цирка считались социальными аутсайдерами, бедными и независимыми. Маэстро посвятил им целый ряд произведений, своим настроением перекликающихся со словами Марка Шагала: «Цирк! Волшебное слово, вековой парад развлечений перед нами, в котором слеза, улыбка, жест приобретают качество великого искусства. А что получают взамен цирковые люди? ... Ночь приносит им уединение и грусть, простирающуюся до следующего дня и до вечера, посреди огня электрического света, предвещающего обновление старой жизни. Для меня цирк - самый трагический спектакль».
Особое место в творчестве Церетели занимают птицы, животные, которым художник придает человеческие черты характера, зачастую помещая их в жизненные ситуации, свойственные людям.
«Очеловечивание» животного или «замещение» человека животным широко представлено в истории мирового искусства и литературы. Этот аллегорический прием пользовался большой популярностью в импровизированном народном театре «Берикаоба», где были представлены маски-персонажи и маски-животные. Персонажи-животные картин Церетели наполнены чувствами и эмоциями, любовью и преданностью, игрой и лукавством, печалю и радостью…
В конце ХIХ века зародился кинематограф или «Великий немой», как его тогда называли. Позднее появились фильмы Чарли Чаплина – о лукавом, добром и печальном бродяге со смешной походкой. Зураб вместе с бабушкой смотрел эти фильмы, переживал и смеялся над приключениями героя с тросточкой. Позднее, образ «маленького бродяги» Чарли Чаплинa вдохновил его на создание серий произведений, в которых смещались реальные сцены из кино и вымысел художника, помещавшего своего героя в придуманные им самим ситуации.
Он погрузил Чарли в атмосферу старого Тифлиса, где этот образ сразу стал своим, как будто здесь родился и вырос… Вот, герой Чарли с уличным чистильщиком обуви или вместе с закадычным другом Кинто. У Чарли Чаплина и одного из самых колоритных персонажей Тифлиса - Кинто много общего: весёлость, склонность к мелкому плутовству, неприкаянность.... Сам Чарли на полотнах Зураба Церетели отчасти похож на грузина, eго пластика и мимика напоминают имеретинских героев классика грузинской литературы Давида Клдиашвили, даже шляпу «бродяга» носит почти на такой же манер, как имеретинские крестьяне.
Джеральдина, дочь великого Чарли, посетила в 2011 году мастерскую художника. В интервью она сказала: «Зураб показал мне портрет, на котором я изображена вместе с отцом... Я там немножко похожа на грузинку, и у меня кошка на руках». Метр подарил Джеральдине модель скульптурной композиции «Чарли Чаплин»... «Можно ли сказать, что Чаплин - один из любимых ваших образов?» — спросили у мастера. «Раньше я действительно очень любил изображать его, ответил мэтр, но теперь, познакомившись с его дочкой, буду изображать их вместе!»
Композиции с Чарли Чаплиным не являются буквальными портретами Артиста, а принимают высокую поэтическую форму Образа грустного клоуна. Сам великий актер писал: «...более сорока лет я смешил людей на земле. Но плакал я больше, нежели они смеялись». Cмысл искусства - не представить видимое, а сделать невидимое - видимым. Когда мы вглядываемся в окружающий мир через объектив камеры, мы видим видимое. Но если мы посмотрим вне фокуса, нашему взору предстанет нечто другое. И это нечто открывает нам видение художника. Несмотря на меланхоличность некоторых произведений Церетели с участием «маленького бродяги», эти произведения пронизывает главный посыл мастера - добро всегда побеждает зло, а любовь – главная ценность жизни.
Mежду двумя мастерами, Чаплиным и Церетели, можно найти много общего: о них можно сказать, что они оба - «self made man». Их объединяет рано проявившийся талант и уникальная самобытность. Чтобы достичь вершин им понадобилось много труда и энергии.
Ментальная близость Ча́рльза Спе́нсера (Ча́рли) Ча́плина и Зураба Церетели как артистов, художников, творческих личностей во многом определивших образ эпохи, породила серию удивительных художественных произведений, которые создавались на протяжении сорока лет и этот творческий диалог продолжается …
Ираклий Махарадзе