Курган
Тематическая выставка «Солнечная Таврида» в рамках фестиваля «Крымская весна – 2019»
Тематическая выставка «Солнечная Таврида» проходит в рамках фестиваля «Крымская весна – 2019» и посвящена пятой годовщине вхождения Крыма в состав России.

Время работы выставки: 12 марта – 12 апреля 2019 года.
Адрес: Курганская область, г. Курган, ул. Горького, 129.
Организаторы выставки: ГБУК «Курганский областной художественный музей», Курганское региональное отделение ВТОО «Союз художников России».

Тематическая выставка «Солнечная Таврида» проходит в рамках фестиваля «Крымская весна – 2019» и посвящена пятой годовщине вхождения Крыма в состав России.

В 1783 году Таврида (так в давние времена называли Крым) стала частью Российской империи. Для русских художников распахнулись врата настоящего Рая на земле. С той поры Крымская земля, как магнит, властно притягивала взоры деятелей культуры нашей страны, искавших здесь вдохновения: живописцев, поэтов, писателей, артистов, музыкантов... Дань любви Крыму в разные годы отдали целые поколения мастеров советского искусства – и маститые авторы, и вчерашние выпускники художественных училищ и вузов.


Среди курганских художников тоже немало авторов, посвятивших Крыму свои произведения. Так для Вячеслава Пичугина любимым уголком Крыма надолго стал маленький поселок Гурзуф неподалеку от Ялты. Здесь курганский живописец в 1980-х годах не раз работал на творческой даче Константина Коровина. Этот гостеприимный дом, построенный по проекту знаменитого русского живописца в начале ХХ века, круглый год принимал в своих стенах целые потоки мастеров изобразительного искусства из разных регионов Советского Союза. Маленький южный городок и его окрестности становились единой мастерской под открытым небом для десятков живописцев и графиков, вооруженных этюдниками и папками, зонтами и складными стульчиками, а также всевозможными изобразительными материалами.

Как и многих художников, приехавших в Крым из северных или умеренных широт, курганского живописца пленило это настоящее царство солнца. Однажды в начале 1980-х он провел в Гурзуфе всю весну и начало лета, став очевидцем бесконечного праздника цветущей природы, демонстрирующей свое пышное изобилие и многообразие южных красок и форм. Так появилась пейзажная «Гурзуфская серия» Вячеслава Пичугина, снискавшая восторженные отзывы коллег и ценителей живописи. В ней сочетание зрелого профессионализма и природного дара – редкого чувства цвета – нашло удивительно органичное и эмоциональное воплощение. Пейзажи выполнены в свойственной для Пичугина живописной манере, плотной, пастозной и насыщенной по цвету. Его пейзажи запечатлели залитые солнцем улочки с традиционными каменистыми оградами, стрелами темных кипарисов, цветущими плодовыми деревьями и кустами, прихотливой игрой света и тени. Один из самых выразительных холстов этого автора – «Гурзуфская сирень» – написан из окна домика на территории Коровинской дачи. Положение «против света» сгущает краски натюрморта на переднем плане, заставляет «работать» силуэты предметов (пышный букет сирени и яблоки на подоконнике), ярче высвечивает пейзажный мотив за окном с пенными барашками волн и громадами морских скал, знаменитых гурзуфских Адаларов. Один из представленных на выставке пейзажей Вячеслава Пичугина запечатлел удивительную картину крымской природы – туман над Адаларами. Нежная серебристая пелена толи скрывает громады скал-близнецов, толи рассеивается перед взглядом художника-романтика...
Другой курганский живописец, Эдуард Алексеев, побывал в Крыму еще в годы учебы в Харьковском художественно-промышленном институте. Это был студенческий пленэр на Керченском полуострове в 1984 году. Молодые художники объехали множество прибрежных поселков, интересуясь древней историей и природными ландшафтами этих уголков Крыма. С той далекой поры у Эдуарда Алексеева сохранилось немало зарисовок и этюдов. Некоторые из них представлены в экспозиции, в том числе и новый живописный пейзаж, выполненный художником специально к выставке на основе своих керченских этюдов и воспоминаний.

Два живописных холста Андрея Ванькова были написаны в результате творческой поездки в Крым осенью 2016 года. Художник представил в одном из них окрестности поселка Гурзуф: Подножие гор в густых зарослях деревьев и кустарников и горный ручей, струящийся по склону. Рассеянный свет, льющийся сквозь пелену облаков, придает особый молочно-серебристый оттенок краскам пейзажа. Присущие манере Андрея Ванькова рисующие мазки вносят некий элемент ирреальности и в этот гурзуфский пейзаж, и в изображение моря на другом холсте, весьма далекое от классических "марин" в живописи.

Дебютантка крымских выставок в художественном музее Елена Поспелова уже не раз за последние годы побывала в Крыму. В ее живописных пейзажах представлены классические мотивы – горы и море. Это места на побережье в районе Севастополя: поселок Балаклава и удивительный по прихотливости береговой линии и причудливости силуэтов скал мыс Айя. Елена Поспелова стремилась по возможности реалистически убедительно передать в своих пейзажах туманную дымку над морем и низкие облака, пластику волн и нюансы цвета в морских просторах.
Достойно на выставке предстает Крым, написанный акварелью, в работах курганцев – народного художника Германа Травникова, Николая Година и Ольги Луцко. Для одного из старейших курганских художников Николая Година Крым давно стал любимой и дорогой темой. Часто посещая крымские места, он в подробностях изучил особенности южного ландшафта. Архитектурным и историческим памятникам Крыма посвящено немало акварельных листов художника. Большинство из них повествуют о городе-герое Севастополе. Монументально-эпичная композиция представляет развернутую панораму города, в его сурово-торжественной стати, с множеством исторических памятников, среди которых на первом плане – монумент – памятник затопленным кораблям, силуэт которого давно стал символом города. Если этот лист, почти монохромный по колориту, то в листе «Южная бухта», где памятник затопленным кораблям также является доминантой, Севастополь – город, наполненный ярким южным солнечным светом, придающим необычайную легкость всему изображенному. Прозрачность, чистотой и легкостью веет от композиции «У старого якоря», в которой хрупкая фигурка мальчика-подростка буквально придает весомость и тяжеловесность морскому старому якорю. Камерен небольшой акварельный лист «Мостик с грифонами», также ярко передающий теплоту жаркого южного летнего дня. Инкерман, ближайший город-сосед Севастополя, покорил художника своим сложным ландшафтным рельефом.

Герман Травников побывал в Крыму трижды – в 2016 и 2017 годах. Его поездки пришлись и на весну, и на осень – самые популярные для пленэров времена года. Целая серия посвящена городу Судак со знаменитой исторической Генуэзской крепостью. В акварельных листах художника, передающих разные времена года, разные природные состояния, можно увидеть давно излюбленные художником мотивы гор и моря. Художник любуется прихотливо очерченными силуэтами гор («Гора Кошка», «Белый парус»), небом с разнообразными, неповторяющимися облаками («Дождь в Коктебеле», «Пляж в Симеизе»). Чисто природные мотивы в некоторых листах он «населяет» стайками крикливых птиц («Причал бакланов») или оживляет ландшафтный пейзаж группой туристов («Экскурсия»). «Улица в Бахчисарае» («бахчисарай» в переводе с крымско-татарского – «сад-дворец») – масштабный лист, в котором художник с любовью и вниманием написал улочки, освещенные солнцем, ведущие к Ханскому дворцу и Успенскому монастырю. Под ярко-синим небом с белыми кучевыми облаками расположился древний город («Херсонес – Корсунь»).
Акварельные листы Ольги Луцко выполнены в 2016-2018 годах. В их основе – впечатления от творческих поездок осенью 2016 и 2017 годов в Гурзуф, Балаклаву и Симеиз. В масштабных акварельных листах – знаменитые гурзуфские места: два из них посвящены творческой даче художника Константина Коровина, имеющей большую историю и давние традиции, где издавна собирались для работы живописцы и графики. Традиционный бирюзовый цвет, в который окрашивались деревянные балконы этой дачи – сохраняется по сей день, и именно поэтому автор так и называет свой лист («Бирюзовый балкон»). На одном из листов – на территории дачи – роза, посаженная еще самим художником («Роза Константина Коровина»). В серии листов «Херсонес. Ощущение времени» древний город, основанный греками, предстает личностным прочтением и ощущением временного пространства, в котором угадываются фигуры не то современников, не то фантомы жителей тех давних времен.

Каждый художник открыл для себя и для зрителей что-то свое, особенное в природе и архитектурных достопримечательностях Крыма, подарил многим радость узнавания знакомых мест и желание непременно посетить этот райский уголок России.

Ольга Луцко и Светлана Кулакова,
искусствоведы, кураторы выставки