В разные годы в состав студии, а теперь уже школы входили и входят в настоящий момент признанные художники из многих городов России: Сергей Тимохов, Елена Федорова, Татьяна Белова, Анна Постникова, Анна Гирич, Наталья Мурина, Светлана Карпова, Елена Тарасенко, Денис Прудников – все из Красноярска, Алим Пашт-Хан живет в Германии в городе Галле, Татьяна Скалко-Карловская-в Германии. Елена Лихацкая-живёт в Вашингтоне, США. Зинаида Кулиева во Владикавказе. Туйаара Шапошникова, Наталья Давыдова, Надежда Иванова, Людмила Владимирова и Иосиф Шадрин – в Якутии, Наталья Дементьева – в Ачинске, Жаргал Зомонов, Людмила Доржанова и Александр Числов– в Бурятии. Наталья и Елизавета Шалины – в Санкт-Петербурге, Мария Гейн-Крым. Этот ряд можно продолжать и продолжать.
Достижения студийцев так значительны, что многие из них в разные годы удостаивались званий, наград: Алим Пашт-Хан, получил звание народного художника Кабардино-Балкарской Республики, ему вручались золотая и серебряная медаль Российской академии художеств. Сергей Тимохов и Елена Лихацкая получали медаль «За заслуги перед Российской академии художеств». Елена Фёдорова была удостоена медали «Шувалов» Российской академии художеств, а дипломов и благодарностей Российской академии художеств, Союза художников России, получаемых участниками Школы ксилографии, не перечесть.
За двадцать лет существования студии-школы реализовано множество ярких проектов: триумфально проходили выставки Сибирской ксилографии в Красноярске (их было более десятка) и за полярным кругом в северном городе Норильске, в Москве состоялось уже три больших показа творчества граверов из Сибири в том числе в студии Игн. Игн. Нивинского, в залах Российской академии художеств, в галерее Зураба Церетели и Союза художников России. Творчество сибиряков принимал на Кавказе Нальчик, и разрушенный Цхинвал после нападения грузинских войск. Цхинвалу красноярцы подарили 40 работ с выставки.
А потом были выставки в КНР, на родине ксилографии – в Пекине красноярская гравюра выставлялась параллельно большой выставке китайской ксилографии (2006). И надо было видеть, с каким интересом признанные современные китайские граверы рассматривали листы сибиряков. Вторая выставка под знаменательным названием «Тысяча и одна гравюра» представляла сибирских мастеров в Харбине (2007) и северной провинции Китая г. Мохэ (2015), в каждом из этих городов работы сибиряков принимались с восторгом. Ни одна республиканская, региональная, ни одна всероссийская выставка не проходит без участия ксилографов Сибири.
Самые достойные отзывы на молодую сибирскую ксилографию оставляли крупнейшие мастера российского искусства. «Поражает обилие творческих индивидуальностей, стилистических пристрастий, манер и направлений. Прибавил бы – еще молодой задор, размах и дерзкое стремление расширить круг как технических, так и образных возможностей ксилографического искусства» – писал в 2003 году в газете «Советская Культура» после посещения выставки в студии Игн. Игн. Нивинского известный критик Евграф Кончин. «Просветительская работа мастера (Г.С. Паштова) по возрождению и развитию в Сибири русской школы ксилографии имеет особую ценность для отечественной и мировой культуры» – эти слова президента Российской академии художеств З.К. Церетели предваряют альбом «Мастер. Ученики. Школа ксилографии». посвященный 75-летию Г. С. Паштова. Все это свидетельствует об огромной значимости сибирского объединения ксилографов.
Двадцать лет неустанного труда, десятки выставок, множество каталогов, альбомов, посвященных деятельности школы – все это страницы прекрасного начала. Ведь двадцать лет – это возраст юности. И все еще впереди – новые выставки, новые имена, новые вершины, которые предстоит покорять уже заслуженным и еще только вступающим на творческий путь участникам студии, молодым сибирским граверам.
На основе статьи Татьяны Михайловны Ломановой,
кандидата искусствоведения, заслуженного работника культуры России