Кузьминых К.Б. Китай. 2021. Холст, масло. 130х100
Владивосток
«Частная коллекция». Выставка шелкографии из коллекции Константина Кузьминых.

Время работы выставки: 1 – 31 октября 2021 г.
Адрес: Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 25/Океанский проспект, 9
Время работы: среда-воскресенье с 10:00 до 19:00

История коллекции относится к концу 1980-х годов. В 1987 году в доме творчества Союза художников России «Сенеж» была создана шелкографская мастерская, которую возглавил Борис Бельский. К. Кузьминых – (cегодня он Заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств, секретарь Союза художников России по Дальнему Востоку) работал на даче как живописец, но заинтересовался шелкографией, возможностями этой техники, как авторской уникальной. В ней изображения создают чернила, прошедшие на печатную поверхность сквозь сетчатую форму, сделанную из тонкой ткани (традиционно — шёлка, отсюда название техники), плотно натянутой и прикреплённой к металлической или деревянной раме. На поверхности создаётся трафарет — области, непроницаемые для печатной краски. Наиболее распространённый современный метод подготовки формы — перенос рисунка с прозрачной плёнки на фоточувствительную эмульсию. Сетку покрывают тонким слоем эмульсии, наносят рисунок, после чего помещают в экспозиционный модуль с ультрафиолетовым излучением. Фрагменты рисунка блокируют воздействие света на поверхность сетки, а эмульсия вокруг изображения затвердевает. Фотослой под рисунком остаётся мягким и смывается водой. Подготовленную форму крепят к доске на столе для трафаретной печати, а по всей поверхности изображения наносят слой краски, которая равномерно проходит на печатную поверхность сквозь сетку в тех местах, где нет фотоэмульсии.

В творческих заездах участвовали молодые художники всего Советского Союза, в их числе Александр Ястребенецкий (Петербург), Ия Гигошвили (Тбилиси), Сергей Дидык (Таллин) и др. Сегодня это маститые художники. По традиции участники заезда обменивались оттисками, так было положено начало большой коллекции, которая позже пополнилась репринтами художников старшего поколения, таких как Таир Салахов, Май Митурич, сделанных в мастерской Сенежа. Делались оттиски, приезжал художник и подписывал каждый экземпляр. После 1990-х мастерская прекратила свое существование.
Позже Борис Бельский создал мастерскую шелкографии при Российской академии художеств, где можно было обучиться секретам этой сложной техники. Работы
Б. Бельского и А. Ястребенецкого были подарены в память о Сенеже.

В 2000-х К. Кузьминых возродил традицию всероссийских выставок, которые в советский период посвящались отдельной теме либо отдельному виду искусства. Таким проектом явилась «Шелкография России», в которой впервые целостно были представлены произведения, вошедшие в нынешнюю выставку в «Артэтаже». Что касается шелкографий самого К. Кузьминых, они являются уникальными произведениями, так как к этому опыту больше не возвращался. Искусствоведы высоко оценили художественный уровень работ, в основу которых легла система природной символики, содержащаяся в орнаментах северных народов, несущих интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. В частности, искусствовед В. Кандыба писал: «.внутренне жива, декоративна и архитектонична абстракция К.Б. Кузьминых, кристально прозрачная, проницаемая и доступная восприятию каждого».

Ольга Зотова, куратор выставки,
ст.научный сотрудник Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.