Кроме того, монахини представили редкие копии фресок храмов XIV века – великомученика Георгия в Старо Нагоричино (Македония) и святых Иоакима и Анны в монастыре Студеница (Сербия), несущих образцы византийского письма, поэтому особенно интересных для зрителей.
Высочайшим профессионализмом и тонкостью проникновения в символическое содержание изображаемых сцен поражают работы вышивальной мастерской монастыря – иерейские облачения («Литургия Ангелов» и «Святительское»), плащаница, воздухи «Благовещение», «Преображение», икона святых Царственных страстотерпцев, выполненные шелковыми и металлизированными нитями. Элементы культа, предназначенные для церковной службы, они дополняют гармоничное звучание всего литургического действа, включающее не только визуальный ряд, но и звучащее слово священника, хора певчих и прихожан, внося ноты торжественности, величия, радости или скорби.
Значительную часть экспозиции занимают фотокопии внутреннего пространства Храма Всех святых, в земле Российской просиявших, росписи которого осуществляли уральские художники под руководством Т. Водичевой: С. Антонов, Д. Белогуров, Е. Богомолова, О. Водичева, Е. Липихин, О. Мухачёв, Ю. Томилова и др. Храм был возведён на месте расстрела царской семьи (над проектом трудилась группа архитекторов, инженеров и других специалистов) и является величайшей святыней уральской земли. Фотоматериалы росписей храма Всех святых (сюжеты: Благовещение, Богоявление, Воскрешение Лазаря, Вознесение и др.), а также внутреннего убранства Свято-Троицкого мужского монастыря (с. Тарасково, Свердловская область), Успенского кафедрального собора в Ташкенте позволяют увидеть разные храмы в разных городах, но выражающие одну идею.
Эскизы и фотоматериалы росписей Патриаршего подворья (духовно-просветительский центр «Царский») под авторством Н. Шушалыкова позволяют проследить путь от начального эскиза до воплощения в пространстве. Сюжетные композиции «Куликовская битва», «Преподобный А. Рублёв», «Житие Св. преподобного Серафима Саровского», «Житие Симеона Верхотурского», «Троица ветхозаветная», «Искушение Христа», «Брак в Кане Галилейской», «Тайная вечеря», «Притча о смоковнице» и др. воссоздают зрительные образы Евангелия и отечественной истории, делая их близкими и более понятными современному зрителю.
Яркой страницей экспозиции «Православного мира» является творчество И. Бурлакова и М. Косенковой – фотоматериалы экстерьеров храмов Новосибирской и Свердловской областей, запечатлевшие образы Спасителя, Богоматери, апостолов, святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, Минина и Пожарского и др.
На выставке можно познакомиться с учебными работами студентов реставрационного отделения Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра, которое было открыто в 2005 г. Основная сфера деятельности студентов и выпускников – это спасение, сохранение и введение в научный оборот произведений темперной живописи, поврежденных или разрушенных временем, вредными условиями бытования или другими причинами. С 2005 г. студенты работают над реставрацией икон храма Николая Чудотворца из с. Быньги Невьянского района. На сегодняшний момент проведена реставрация 40 икон, памятникам возвращена новая жизнь и теперь они украшают интерьер храма. Фотоматериал, демонстрирующий поэтапное восстановление икон, а также прориси, иконы и копии произведений на библейскую тематику, выполненные силами студентов, позволяют прикоснуться к живой истории и оценить сложность обретения профессии реставратора, требующей специальных художественных, культурологических, религиоведческих и технологических знаний и мастерства.
В экспозиции присутствует творчество тех уральских художников, в чьих работах православный мир обретает современное звучание: В. и Л. Анциферовых, И. Бурлакова, О. Вострецова, А. Ефремова, В. Косьянковской, В. Кошелева, В. Лузина, Ю. Непокрытой, А. Сивкова и др. В каждом живописном или графическом произведении запечатлён образ Церкви, что ещё раз свидетельствует, что храм – это место, где концентрируются жизненно важные смыслы, аккумулируются ценности горнего мира, сгущается духовная энергия, осуществляется служение высшим идеалам. Образы церквей в интерпретации художников – всегда центр композиции, организующий окружающее пространство; пластическая выразительность куполов и колоколен, их вертикальная ориентированность, сияющая белизна или красочность стен усиливают доминирующую роль храма в каждой работе, при этом в любой картине или графическом листе, сообразно художественному языку автора, выражена его лирическая интонация.
В работах Алексея Ефремова обязательно присутствует образ Храма, воплощающего важнейшую ценность человеческого бытия, одухотворённого и осмысленного в соответствии с высшими смыслами горнего мира, отчего от картин исходит особое чувство созвучия, согласия – с природой, окружающим пространством и другими людьми.
В. Лузин запечатлел образы церквей Урала – в с. Нижняя Синячиха, с. Арамашево, г. Реже. Огромную роль в графике этого художника играет небо с его интенсивной жизнью: передвижениями облаков в безграничном пространстве, отношениями света и тени, солнечных лучей и мрачных туч, ярких всполохов и тончайших градаций световоздушной среды. Лучи – особая смысловая и ритмическая доминанта: геометрически чёткие линии, сияя, заполняют небо, пронзают его, достигают земли и одухотворяют её; это своего рода медиатор, посредник между мирами, трансформирующий реальность, переводящий в пространство невидимого физическим, земным зрением горнего мира. Источником же небесного света является Храм.
Формы чёрно-белых графических листов «Ангел-I» и «Ангел-II» В. и Л. Анциферовых, выполненные в технике шелкографии, обобщёнными формами словно являют свет как духовную субстанцию. Миниатюрные пейзажи О. Вострецова, написанные темперой, звучат камерно и очень интимно, требуя неспешного разговора и самоуглубления, а графика А. Сивкова, В. Косьянковской, наоборот, привлекают своим драматизмом. Работы В. Кошелева, Ю. Непокрытой, А. Рахимовой, Д. Округиной, В. Сысоева, А, Томилова и др. указывают на широкую географию православного мира, удивляют особыми ракурсами и ярко выраженным авторским отношением.
Особый интерес представляют графические эскизы церковных ювелирных украшений, входящих в часть облачения священнослужителей – служебные и нательные кресты, ладанки, украшения с образами Богоматери, Спасителя, святых, выполненные А. Поповым и В. Игнаткиным.
Галина Шарко, искусствовед