Курган
Персональная выставка заслуженного художника России Вячеслава Пичугина «Диалоги»
1 марта 2019 г. в Курганском областном художественном музее открылась персональная выставка «Диалоги» заслуженного художника России Вячеслава Пичугина. Экспозиция вместила более 100 живописных этюдов, появившихся в результате его творческих поездок по Зауралью и самым разным краям нашей страны. Средняя Азия, Байкал, Башкирия, Тобольск, Краснодарский край и Крым – все эти благодатные для художников места нашли яркое, впечатляющее отражение в скромных по размерам, но мастерски выполненных этюдах курганского пейзажиста.

Время работы выставки: 1 марта – 1 апреля 2019 г.
Адрес: Курганская область, г. Курган, ул. Горького, 129.
Организаторы выставки: ГБУК «Курганский областной художественный музей», Курганское региональное отделение ВТО «Союз художников России».

Самые ранние произведения на выставке относятся к 1960-м годам. В эти годы советские пейзажисты уделяли особо пристальное внимание работе на натуре. Неслучайно старшему поколению курганских живописцев, чья творческая молодость выпала на эпоху 1960-х, присуща особая, высокая культура этюда. Эта культура развивалась в результате вдумчивого и одновременно вдохновенного постижения законов и ритмов природы, ее изменчивых состояний и настроений, гармонии и контрастов цвета и света. Искусство 60-х отличалось обобщенностью форм и крупным форматом произведений независимо от жанра. Даже натурные этюды были немалых размеров. Сказанное относится и к двум зауральским этюдам Вячеслава Пичугина («Хлебное поле» и «После дождя»), написанным в Шадринском районе, а также к Самаркандской серии, запечатлевшей восторг художника от пиршества красок Средней Азии, экзотики ее природы, архитектуры и национального быта узбеков. Если на шадринских этюдах заметна печать сурового стиля, то самаркандские отмечены чертами декоративности – еще одной характерной приметы искусства 1960-х, столь органичной для передачи восточного колорита («Самарканд. Биби-Ханым», «Самарканд. Шах-и-Зинда», «Рынок», «У мечети», «Восточный базар»).
У каждой местности свои свето-цветовые и рельефные особенности, требующие от художников умения подобрать к ним живописный ключ в своих пейзажных этюдах. Для этого нужно немалое время, независимо от опыта работы на пленэре и таланта живописца. Вячеславу Пичугину посчастливилось не единожды побывать в Крыму, в том числе в 1980-х годах в компании с известным советским живописцем Дмитрием Косьминым. Друзья объехали все побережье, но особенно им понравился маленький поселок Гурзуф, неподалеку от Ялты. Сюда Вячеслав Пичугин и сам потом наведывался много раз. В Гурзуфе ему доводилось работать на Творческой даче им. К.А. Коровина в потоке со многими талантливыми художниками из разных уголков Советского Союза, а однажды он жил в дачном домике А.П. Чехова – в те времена вотчине Союза художников, ставшей затем литературным домом-музеем прославленного русского писателя. Для живописцев в Гурзуфе, заполонявших ежегодно его улочки и прибрежные скалы, не было недоступных мест: их пропускали даже на территорию знаменитого пионерского лагеря «Артек».

Не был исключением и Вячеслав Пичугин. Однажды он провел в Гурзуфе несколько весенних и летних месяцев, наблюдая пышное цветение южной природы, разные состояния неба и моря, прихотливую игру света и тени на скалах и каменистых улочках городка. Так появилась целая сюита из маленьких этюдов, запечатлевших узнаваемые места Гурзуфа: знаменитые Адалары (скалы-близнецы посреди моря), гору Аю-Даг (Медведь-гора), живописные окрестности дачи А.П. Чехова, тесные мощеные камнем улочки и многочисленные извилистые лесенки старинного, татарского по происхождению, городка. В них сохранились и счастливые моменты в жизни самого художника, сумевшего приручить кистью и длящиеся состояния, и мимолетные мгновения крымской натуры.

Неслучайно на выставке «Крымская серия» занимает центральное место. Главная роль в крымских этюдах Вячеслава Пичугина неизменно отводится солнцу, то яркому, жгучему, делающему звучной живописную палитру и обостряющему контрасты света и тени, то томящему, знойному, выбеливающему даже самые яркие краски натуры. Редкие облачные дни с рассеянным светом позволяли живописцу писать этюды в мягком серебристом колорите, придающем пейзажам особую гармонию и цельность.

Очень притягательны на выставке более крупные холсты – «Крымская весна», «Гурзуф. Персик цветет», «Улочка в Гурзуфе», – запечатлевшие Крым весенний. Холодные и теплые розовые, лиловые оттенки передают пышное цветение крымских садов, заливающий округу мягкий весенний свет, его теплую солнечную дымку, подчеркивают глубину звучания темно-зеленых, почти черных пятен кипарисов и сине-фиолетовых в тени гор.
Еще одна, весомо представленная в экспозиции тема – Зауралье и родной для художника Курган. Весь творческий путь Вячеслава Пичугина связан с воплощением в живописи образа родного края: старинных сел и деревень, как процветающих, так и находящихся в запустении в наши дни; синеглазых озер и лениво петляющих по равнине речек; разнотравья лугов и крутизны лесных косогоров; то бурного, то безмятежного неба над зауральскими просторами. Многие этюды родного края появились у Вячеслава Пичугина в результате групповых поездок курганских художников в села Батурино и Острова, в деревню Борки, а также его самостоятельных вояжей в Чашинск и Лесники, Утятку и Введенку. Как всегда, нашего живописца волновало не столько архитектурное или ландшафтное своеобразие каждого селения, сколько красочная партитура ясного утра или тревожного вечера, хмурого зимнего дня или солнечной благодати летнего полдня.

В конце 1990-х Вячеслав Пичугин написал целую серию зимних этюдов, запечатлевших окрестности старой филармонии с высоты пятого этажа. В них изысканное благородство теплого серебристого колорита передает всю прелесть задумчивых зимних дней с их неярким светом белесого солнца сквозь пелену облаков. Ночные и вечерние этюды из этой серии, напротив, окрашены в романтические тона: яркие огни фонарей и светофоров на улице Куйбышева, лунное освещение спящего под снежным одеялом дома купца Дунаева (Детской школы искусств) – все это Курган, наделенный В. Пичугиным своей неповторимой образной атмосферой, провинциальной душевностью и негромкой красотой.

Самые разнообразные по настроению и мотивам этюды написаны Вячеславом Пичугиным на даче, неподалеку от Кургана. Иногда художнику даже не нужно было выходить на улицу: богатый цветовыми и пластическими возможностями вид открывался прямо из окна дачного домика.

Из групповой поездки в Башкирию живописец привез серию этюдов, где акцентировал декоративные ритмы камней по берегам рек, ветвей деревьев и домов у подножия Уральских гор, дробными яркими мазками передавая ликующее многоцветие красок осени и оживленный бег по небу сияющих облаков.
Тобольск. Этот старинный сибирский город и центр православия давно уже стал местом паломничества для многих российских художников. Для Вячеслава Пичугина это город свято-отеческой старины и несгибаемого русского духа. Неслучайно живописный триптих курганского мастера, посвященный Тобольску, был отмечен золотой медалью региональной выставки «Урал» в 2013 году. Этюды, представленные на выставке, выразительно передают мощь белокаменных стен и приземистых крепостных башен старинного кремля, единственного за Уралом.

Конечно же, Вячеслава Пичугина привлекли и пейзажные мотивы, где так выразительно соседство белоснежного кремля на холме и темного деревянного нижнего города. Почти все тобольские этюды сумрачны и серьезны по настроению. Лишь один сияет чистотой бирюзового неба и белокаменных крепостных стен солнечным погожим днем. В нерасторжимом смысловом и пластическом единстве запечатлены живописцем на одном из этюдов пятиглавие величественного Софийско-Успенского собора, фрагмент соборной колокольни и одна из башен кремля. Звучное сочетание синих и золотых куполов собора, контраст белых стен и черного шатра, венчающего башню, рождают торжественные и драматичные цветовые аккорды на фоне беспокойного тяжелого неба. В этом этюде уже проявилась найденная художником картинная форма пейзажа.

В названии выставки – «Диалоги» – кроется особый смысл: в постоянном общении живописца с этюдами оживают его давние натурные впечатления, рождаются новые замыслы и новые образы. Для талантливого художника – это истинная сокровищница. Вот почему Вячеслав Пичугин так трепетно относится к своим этюдам, подлинным жемчужинам в его искусстве.


Светлана Кулакова, искусствовед, куратор выставки