Кузьминых К.Б. Китай. 2021. Холст, масло. 130х100
Екатеринбург
Выставка «Жемчужина с пороком, или красота несовершенного»

Время работы выставки: 9 сентября – 21 ноября 2021 г.
Организаторы: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Свердловское региональное отделение Союза художников России, Арт-группа «ANABELA» (Иркутск), завод «Ювелиры Урала», Ювелирный Дом «MOISEIKIN» (Екатеринбург).
Адрес: Екатеринбург, пр. Ленина, 37, тел. (343) 371-24-62, 371-13-17

Впервые в краю самоцветов состоится выставка, посвященная редкому направлению в современном авторском ювелирном искусстве – украшениям с барочным жемчугом. В России настоящих ценителей причудливого жемчуга немного. Еще меньше художников и фирм, выводящих порок на чистую воду, трансформируя его в нечто узнаваемое и привлекательное с помощью драгоценных металлов и камней.

Жемчуг, живой камень, не нуждающийся в дополнительной обработке, пользовался фантастическим спросом на протяжении XV-XIX вв. Нитки китайского жемчуга совершенной сферической формы бессменно украшали статную грудь английской королевы Елизаветы I. Жажда обладания живым камнем, его высокая цена и труднодоступность вдохновили ювелиров к использованию «уродливого» перламутра в затейливых формах украшений и фантасмагорий еще во времена Возрождения. Позднее, имя этих жемчужин дало название целой эпохе, брызжущей весельем и роскошью, – барокко (итал. «причудливый»). Европейские ювелиры наперебой сочиняли подвески и фигурки в виде единорогов, драконов, птиц, танцоров, шутов, кораблей и героев мифов. Самые роскошные образцы таких украшений и скульптурных композиций с жемчугом представлены в Дрезденской сокровищнице «Зеленые своды» и Государственном Эрмитаже.

Философский подтекст выставки в том, что уродливое, несовершенное – не только оборотная сторона красоты, но, при наличии фантазии и художественного мышления, – повод для маленького шедевра.

В Иркутске с 2014 года вопрос жемчужных метаморфоз исследуют три художника, объединившихся в Арт-группу «ANABELA»: Анвар Назыров, Леонид Разуваев и Александр Белобородов. Особенно их привлекает парагон – жемчужины, напоминающие животных или предметы. Сложные перламутровые формы «достраиваются» до птицы, скорпиона, собаки, носорога, или иногда до фантастического существа.

В авторском ювелирном искусстве Урала одним из немногих художников, кто использовал не перламутр, а сферический и барочный жемчуг в своих произведениях был маэстро серебра – Сергей Александрович Пинчук (1955-2013). Специально к выставке подготовила собственную подвеску с жемчугом дочь художника Татьяна Пинчук. Другой известный ювелир, Денис Копосов, создал подвеску-талисман с использованием жемчуга для самого дорогого человека – мамы.

Завод «Ювелиры Урала» предоставил Музею три тематических серии эксклюзивных брошей с барочным жемчугом.

И, наконец, уже много лет в качестве отдельного направления работы знаменитого Ювелирного Дома «MOISEIKIN» выделяется жемчужная линия. Эксклюзивные ювелирные украшения и уникальный барочный жемчуг можно будет увидеть на выставке.

В рамках выставки состоится творческая встреча с ювелиром иркутской Арт-группы «ANABELA» Александром Анатольевичем Белобородовым. Он представитель династии горных инженеров в четвертом поколении. В 2009 г. Александр начал изучать искусство малых форм и камнерезное дело в Творческой студии Натальи Бакут. Уже несколько лет он является одним из организаторов международного конкурса ювелирного и камнерезного искусства «Серебряный бабр» в Иркутске.