Осипов Афанасий Николаевич
(28.02.1928 - 11.09.2017)
Академик РАХ, народный художник России, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), действительный член Национальной академии художеств Кыргызской Республики, президент Академии духовности Республики Саха (Якутия)


Родился 28 февраля 1928 г. во Втором Эргитском наслеге Горного района Якутии.
Умер 11 сентября 2017 года.
1949–1955 — Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова;
1955 — участник всесоюзных, республиканских, зональных выставок;
1956 — член Союза художников России;
1957 — член правления Якутской организации Союза художников;
1964–1968; 1977–1985 — член правления Союза художников СССР;
1965–1967; 1971–1973; 2003, 2010 — председатель зонального выставкома Дальнего Востока;
1968–1972; 1999 — секретарь правления Союза художников РСФСР;
1979 — председатель правления Якутской организации Союза художников;
2000 — почетный гражданин Республики Саха (Якутия)

Награды
1971 — Орден Трудового Красного Знамени;
1989 — серебряная медаль Российской академии художеств;
1998 — золотая медаль Российской академии художеств;
1999 — орден Почета;
2001, 2004 — медаль «Достойному» Российской академии художеств;
2008 — золотая медаль им. А. Иванова от Союза художников России;
2013 — орден «Большой золотой крест» Российской академии художеств.

Выставки
Персональные выставки:
1978 — Москва, Ленинград; 1981, 1986, 1987, 1993, 1996, 1998, 1999, 2000, 2002, 2008, 2011, 2013 – Якутск; 1982 — Целиноград; 1983 — Сухуми. Грузинская ССР; 1984 — Нерюнгри; 1986 — Чита; 1988 — Москва, Якутск, Красноярск; 2000, 2001, 2003, 2004, 2008, 2009, 2010, 2011, 2013 — Москва;
2005 — Мирный; 2011 — Сергиев Посад.
Зарубежные выставки:
1972 — Мюнхен; 1973 — Токио; 1979 — Прага, Братислава, Улан-Батор, Дархан; 1987 — Берлин; 1989 — Хельсинки (Финляндия); 1995 — Харбин.

Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее искусств Востока, в Национальном удожественном музее Республики Саха (Якутия), в собрании Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, в музеях Владивостока, Ворошиловграда, Краснодара, Красноярска, Кемерова, Комсомольска-на-Амуре, Нерюнгри, Львова, Томска, Читы, Ярославля и др., в частных коллекциях России и за рубежом.

Творчество Афанасия Осипова

Творчество Афанасия Осипова еще при жизни художника стало классикой искусства Якутии, оно многие десятилетия определяло развитие живописи в республике.

После успешного окончания живописного факультета Московского государственного института им. В.И. Сурикова плодотворная профессиональная и организаторская деятельность А.Н. Осипова помогла ему войти в круг ведущих советских художников. В 1955 году он становится членом Союза художников России, с 1956 г. членом Правления Союза художников Якутии. Живописец принимает деятельное участие во всесоюзных, зональных, республиканских выставках. На экспозициях он активно обсуждает с коллегами проблемы современного искусства. В 1966-1991 гг. художник работает членом правления СХ СССР, а с 1968 г. многие десятилетия является секретарем Правления СХ России. Насыщенную общественную жизнь живописец всегда умел сочетать с творчеством. Живопись Осипова тесно связана с традициями русского реализма и советской школы. Художник с большим уважением относился к классическому искусству, и не отделял понятие «ремесла» от «высокого искусства». Столь же значительна для понимания творчества Осипова связь его с родиной, Якутией – ее природой, историей, жизнью.

Всегда активно его отношение к событиям времени – крупным индустриальным проектам, достижениям в области спорта и культуры республики или страны: «Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками» (1971), триптих «Седой Вилюй» (1969), «Групповой портрет народных писателей Якутии» (1974). Никогда не теряя внутренней связи с современностью, художник обращается к вековым традициям родного края. Тысячелетний жизненный уклад народов Якутии, органически слитый с характерными чертами суровой природы, – сквозная тема произведений Афанасия Осипова: «Крик» (1959), «Праздник оленеводов» (1964), триптих «В краю предков» (1971), «Коневоды. Белые ночи» (1975), «Мунха – праздник подледного лова карасей» (1985), триптих «Золотые жилы Индигирки» (1990), «Праздник оленя» (2008). Растворение человека в природе, представление о гармонии личности, живущей по всеобщим законам мироздания, – основное содержание полотен «Песня Гоби» (1978), «Путник» (1979), «Архангайские араты» (1987), «Погожий вечер» (1989), «Весеннее утро на участке коневодов» (1996) и т.д. Портреты выдающихся, незаурядных современников занимают значительное место в творчестве живописца: «Портрет Героя Советского Союза Федора Охлопкова» (1965), «Портрет Д.Е. Корякиной» (1979), «Портрет Софрона Данилова» (1981), «Портрет Анегины Ильиной-Дмитриевой» (1987), «Портрет Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона» (1996), «Портрет Е.Е. Слепцовой «Долгунча» (2000), «Портрет Чингиза Айтматова» (2001), «Портрет художника Андрея Тутунова» (2005) и т.д.
В 1988 году Афанасий Николаевич становится действительным членом Российской Академии художеств. В 1994-2004 гг. Афанасий Осипов трудится в должности профессора и заведующего кафедрой живописи Якутского филиала Красноярского художественного института, а с 2000-2004 год – профессором и заведующим кафедрой живописи художественного факультета Арктического государственного института культуры и искусств. Он ведет практические занятия по живописи для студентов. Художник стоит у истоков создания Академии Духовности Республики Саха (Якутия), став ее теоретиком и вдохновителем. В 1996 г. был назначен президентом Академии Духовности. При этом продолжает много работать как живописец.

Программное значение для Осипова имеют творческие выезды в разные страны: Монголию, Италию, Швейцарию, Францию, Киргизию, Непал. Совершая рабочие поездки, художник вырабатывает некоторые важные принципы живописи, делает открытия, обогащающие впоследствии колорит, рисунок, композицию его произведений: «Панорама Архангайа» (1986), «Таласские горы – родина Чингиза Айтматова» (1988), «Аляска. У подножия гор» (1993), «Сизые горы у Кумджуна» (2003), «Осень в Интерлакене. Вид на Юнгфрау к вечеру» (2007), «Итальянские Альпы. Туманное утро» (2009). В 2003-2006 гг. возникла серия полотен, посвященная древнерусским городам.

Северные пейзажи последних лет – увенчание всего творчества Осипова, в них сказался духовный и художественный опыт его жизни: «Золотая осень Индигирки» (2002), «Дыхание осени» (2004), «Дали Адычи» (2004), «Симфония гор» (2006), «Осень в горах Усть-Неры» (2007). Мотивы представлены так, будто природа живет, ничего не зная о нашем присутствии. Горы, реки, леса увидены в своем самодовлеющем бытии безотносительно к человеку. Эти полотна являются пластической концепцией жизненной силы природы Севера. В творчестве мастера мотив солнца в радужном ореоле становится программным. Пространственный размах пейзажей «В ауре космоса» (2001), «Встает светило в золоте» (2001) буквально захватывает зрителя. В чередовании планов, уводящем взор к нескончаемым далям раскинувшегося горизонта, убедительно раскрываются эпические размышления о всеобщем начале жизни. Солнечный диск с золотым кругом – многозначный символ гармонии, единства мироздания.

Искусство Афанасия Осипова глубоко философично: в единстве современного и вневременного, бытового и поэтического, конкретного и универсального заключается смысл многих картин мастера. Этими произведениями якутский художник прочно вошел в историю искусства России.

Тимофеева Влада Владиславовна
Главный специалист Государственного музейного художественного комплекса «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)», кандидат искусствоведения, член Союза художников России