Кузьминых К.Б. Китай. 2021. Холст, масло. 130х100
Екатеринбург
Выставка «Непарадный Ленинград» в СОКМ им. О.П. Клера (из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга)

Время работы выставки: 10 сентября – 31 октября 2021 г.
Организаторы: Свердловский областной краеведческий музей им. О.П. Клера, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Адрес:
Екатеринбург, ул. Малышева, 46.

В основе этой выставки – любовь к загадочному и чарующему городу на Неве. Она посвящена Ленинградской пейзажной школе 1930–1940-х годов. Здесь можно увидеть более 120 работ 22 художников: Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Бориса Ермолаева, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырса, Якова Шура и других.

С провозглашением принципов социалистического реализма и образованием в 1932 году единого Союза художников творческие искания нового выразительного языка в пейзажном жанре не завершились, а напротив, получили широкое развитие. Учитывая непростое время, в которое творили художники (годы террора и репрессий), можно расценивать их творчество как попытку уйти от действительности, от главных задач современности, поскольку даже среди художников бытовало мнение, что пейзаж – жанр несерьезный и неосновательный. Тем не менее, обращение к каталогам выставок 1930–1940-х годов позволяет сделать вывод о неизменном преобладании этого жанра в экспозициях не только регионального, но и общесоюзного значения.

Отличительной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными пятнами и цветовыми взаимодействиями.

Помимо живописных пейзажей на выставке представлены работы, выполненные в технике акварели, гуаши, литографии, гравюры. Нередки повторения сюжетов и композиций в разной тональности и разных природных состояниях: закат и восход солнца, разное время года, дождливый или ясный день.

Название выставки «Непарадный Ленинград» неслучайно. Изображая город, художники стремились показать малоизвестные, отдаленные от центра города уголки (Крюков канал, канал Грибоедова в районе Коломны), показать новые, недавно выстроенные кварталы на проспекте Стачек в Кировском районе или старые застройки в Новой деревне. Живопись и графика ленинградских художников дают возможность побывать в знакомых и малоизвестных уголках Ленинграда 1930–1940-х годов, ощутить удивительное слияние города и природы, наблюдая его состояние в разные времена года, в разное время суток. Монохромные черно-белые краски зимы, сочная зелень весны, яркое разноцветье лета и охристо-желтые тона осени, погруженные на картинах в городскую среду, способствуют эмоциональному восприятию города, позволяют увидеть его глазами художников, испытать чувство покоя, блаженства, умиротворения, тревоги, беспокойства или напряжения, которые испытывали они, когда создавали образ города с алыми закатами, серыми сумерками, оранжевыми восходами, синим прозрачным или низким серым небом.

«Непарадный Ленинград» сформировали специально для демонстрации в регионах. После Казани и Челябинска Екатеринбург – третий пункт маршрута выставочного проекта.