художников на овладение всем богатством форм и средств живописи. Непосредственные впечатления современника и художественное обобщение, выразительные психологические характеристики и умелая сюжетно- композиционная драматургия, эмоциональная палитра колорита социально- общественная заостренность замысла - всё это может найти воплощение в картине. Однако на сегодняшний день можно констатировать, что без какой-либо специальной поддержки создавать масштабные произведения может далеко не каждый автор. Снятие идеологических, цензурных рамок государства, ранее являвшегося главным заказчиком картин, повлекло за собой естественное следствие - картина стала нужной либо частным лицам, либо отдельным организациям, преследующих самые разнообразные цели. Наиважнейший критерий - художественный - вообще часто оказывается невостребованным, преобладающим становится коммерческий интерес, чаще всего попросту
убивающий произведение. В этих условиях особенно значимыми становится пространство Союза художников, поскольку именно здесь ориентированные на некоммерческие цели авторы ведут разговор в профессиональной среде и
решают, в первую очередь, творческие задачи.
Многоголосие тем и творческих почерков авторов образует сложное полифоническое звучание и отражает хаотичную калейдоскопичность жизни современного человека - с бешеным темпом, активными ритмами, карусельным мельканием лиц и событий, помноженных на огромное культурное наследие - неиссякающий источник творчества. Темы, к которым обращаются авторы, весьма разнообразны - библейские сюжеты, мифологические и исторические события и персонажи, народная культура, патриотическое воспитание, национальное единство, философское размышление, художественное призвание, социальные проблемы современности… Каждый художник находит свой ключ к исполнению замысла картины, выбирая вариант пафосного публичного выступления или карнавальной шутки, лирического разговора или обостренно- эмоциональной исповеди. Таковы картины А. Ремезова, Н. Костиной, Р. Саржанова, В. Тютюева, И. Бушуева, М. Житникова, А. Харасова и др.
Наблюдая окружающий мир, художники К. Агафонова, Г. Ремезова, Д. Васильев, В. Сысоев и др. открывают в мгновениях повседневности таинственные значения, выявляют в сценах быта скрытые смыслы бытия.
Значительная часть выставки – это пейзажи, что, разумеется, не является случайностью - природа всегда волновала и волнует художников, особенно остро ощущающих, что помимо материальной субстанции в мире есть иная, которую они улавливают и воплощают, открывая тончайшие реакции души, возникающие при обозрении окружающих видов. Помимо попытки выразить метафизическое начало мира, есть ещё один аспект в обращении авторов к данной теме - бешеная динамика ритмов мегаполиса, безостановочная череда событий, мелькание лиц становится для современного человека хаосом, в котором столь легко потеряться, а неизменная красота и гармония природы оказывается организующим космос внутренним камертоном. Эпико-драматические, философско-созерцательные, интимно-лирические, музыкально-поэтические пейзажи В. Добровольского, А. Ефремова, Ж. Сидоровой, В. Сысоева, Н. Ворожцовой и др., отражая восприятие авторами видов разных уголков ира, дают зрителям возможность пережить гамму эмоций - почувствовать свежесть речной влаги, пряный аромат Востока, суровую мощь горных хребтов, трепетность первой зелени, томность летних вечеров, золотое буйство осеннего леса…
Присутствуют в экспозиции и натюрморты, в которых участники выставки стремятся передать многоцветие окружающих его предметов, отразить биение растительной жизни, выразить свое настроение, выявить сущность, почувствовать форму предметов. Натюрморты (празднично-нарядные, условно-символические, лирико-интимные, монументально-обобщённые) Р. Хабибуллина, В. Косьянковской, К. Масумовой, Т. Черных, Л. Сгибневой и др. не только позволяют прикоснуться через красоту вещного мира к миру красоты вечной, но и затрагивают проблемы смысла жизни, философии творчества, ценности каждого мгновения.
Интересными являются изобразительные поиски К. Косьянковской, Е. Веселовой, С. Григорьева, идущих далее отражения натурного материала,
ставящих в своих картинах сложные философские вопросы бытия.
Галина Шарко, искусствовед