Михаил Юрьевич Шишин
Академик Российской академии художеств, заместитель председателя по научно-творческой работе Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске (г. Барнаул)
Я испытываю ощущение большого подарка: когда я увидел впервые эти работы в Омске, затем в Новосибирске, я подумал – было бы здорово, если бы такая выставка состоялась у нас на Алтае. Чтобы как можно больше людей смогли увидеть эти работы, и может быть, для них тоже откроется это гигантское направление, океан эстетических и духовных переживаний. Я очень рад, что это состоялось.
Я благодарен Андрею Николаевичу за помощь в проведении прекрасной выставки графики. Совсем недавно впервые мы собрали больше 300 графических работ на выставку коллекций. Осевой была коллекция «Челюскинской», которую мы получили исключительно благодаря Андрею Николаевичу.
Хотите познать изобразительное искусство – начинайте с графики. Во-первых, это первый вид искусства, да и с первого рисунка начинается любое произведение – малое и большое, архитектура и скульптура. Тот, кто занимается графикой, – человек очень больших аналитических способностей, с крепкой логической системой в произведении. Графика Андрея Машанова обладает своей особой пронзительностью, глубиной и – важно – энергией. Каждый лист – это концентрат энергии. Она начинает раскрываться чуткому человеку, который задает вопросы, почему здесь такая форма, такой живой гибкий, рваный край работы и так далее. Большое сосредоточение импульсов энергии даже просто в фоне. Это та масса, животворящий космос, который из себя постепенно начинает выдвигать элементы. И эту энергию фона нужно понять и почувствовать. Далее начинается энергия диалога: внутри или со зрителем. Фигуры захватывают, и с ними начинаешь говорить. Продолжительность этого общения – это энергия той фигуры, которая там изображена. Но еще есть фигуры внутри, которые также общаются между собой, и это энергия внутреннего диалога. И наконец, просто маленькие детали, волны, штрихи, каждый из которых полон энергии. Это и есть графика, поэма живого листа, живого фона и персонажей. Это тот мир, который открылся художнику, а он щедро поделился им с нами.