Первоуральск
Выставка работ художников кино
Время работы выставки: 1 апреля – 31 августа 2019 г.
Адрес: г. Первоуральск, ул. Ленина, 18Б, Инновационный культурный центр.
Организаторы: Сергей Айнутдинов, Инновационный культурный центр.

В Первоуральске с 1 апреля 2019 г. открыта выставка работ художников кино. Экспозицию составил ряд авторских работ, непосредственно участвовавших в создании фильма (оригинальные рисунки Моники Мартини-Мадей, Анны Дудек, Анели Любинецкой, Йохана Эмана, Александра Петрова, Алексея Дёмина, Елены Лапшиной и др.), зачастую выполненных на целлулоиде, историческом материале анимации, и эскизов – подготовительных материалов, на основе которых рисовалось и снималось экранное изображение.

Довольно значительная часть выставки – это кадры из фильмов режиссёров-аниматоров, работавших на Свердловской киностудии в 1980–90-е годы. Именно тогда выдающиеся авторы – Сергей Айнутдинов, Алексей Караев, Валентин Ольшванг, Владимир Петкевич, Алексей Петров, Валерий Фомин, Алексей Харитиди, Оксана Черкасова и др. – определили расцвет уральской анимации.

Зритель может познакомиться с различными технологиями ожившей живописи, рисованной анимации, при этом подробно рассмотрев авторские графические и живописные приёмы, их многообразные сочетания, включая не только вполне традиционные акварель или гуашь, но и более редкие техники, например, жикле (особый вид цифровой печати, от фр. «распылять, разбрызгивать», позволяющий воспроизвести мельчайшие нюансы цвета и светотени, характера и фактуры мазка оригинала) – в эскизах телевизионной заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши» В. Ольшванга (художник-постановщик, режиссёр анимационных фильмов, работавший на Свердловской киностудии с 1985 г.), А. Караева и О. Черкасовой.

Особое место на выставке занимают эскизы к анимационному фильму «Моя любовь» (2006) по роману И. Шмелёва «История любовная», созданные Александром Петровым, почётным членом Российской академии художеств. Работы выполнены в технике ожившей живописи, очень сложной и трудоёмкой: художник наносит изображение масляной краской (или гуашь с глицерином) на стеклянную или пластиковую поверхность, каждый раз работая прямо перед камерой, без предварительных набросков, при этом для минуты экранного времени ему необходимо нарисовать больше тысячи картин. В мире технику ожившей живописи практикуют всего несколько человек, уникальный отечественный художник А. Петров (именно ему и принадлежит данное название) среди них, безусловно, лидер. Его творчество отличает виртуозная колористическая нюансировка, магическая текучесть изображения, позволяющие отразить тончайшие психологические переживания персонажей и вовлекающие зрителей в процесс происходящего на экране. Оскароносец (в 2000 г. за мультфильм «Старик и море» он получил престижную американскую кинопремию), свой известнейший фильм «Корова» 1989 г. А. Петров снял именно на Свердловской киностудии (в 1990 г. номинировался на премию американской киноакадемии).
Ещё один знаковый автор экспозиции – Сергей Айнутдинов, член-корреспондент Российской академии художеств, представивший оригинальные графические произведения – первоначальные эскизы к анимационным фильмам по мансийским сказкам и «Сничи» (1989). С. Айнутдинов работал на Свердловской киностудии в качестве сценариста, режиссера, художника-постановщика и аниматора, поставил более 20 анимационных фильмов, отмеченных различными международными и российскими наградами. Являясь преподавателем Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра, С. Айнутдинов воспитал целую плеяду художников кино, ставших самостоятельными авторами, среди которых Н. Грофпель, Е. Лапшина Д. Сильницкая и др., работы которых убедительно доказывают, что традиции и преемственность, помноженные на творческие поиски и оригинальность, открывают новые горизонты развития современного поколения художников.

Эскизы к анимационному фильму «Фельдмаршал Пулькин. По комарам» (2003) дают зрителю возможность соприкоснуться с творчеством Алексея Караева, художника и режиссёра, снявшего в содружестве с А. Петровым один из знаковых мультфильмов Свердловской киностудии «Добро пожаловать!» (1986) и «Кот в колпаке» (1984), трилогию «Фельдмаршал Пулькин» (1989, 2001, 2003) и др., воспитавшего немало учеников, работающих сейчас на отечественных и зарубежных киностудиях.

Работы позволяют рассмотреть исторические этапы развития анимационного кино на Урале: один из пионеров анимации на Свердловской киностудии Валерий Фомин представлен эскизами к фильму «По щучьему велению» (1985) и «Ромка, Форма и Артос» (1987).

Особая грань выставки – работы художников Польши и Германии, чьи оригинальные рисунки из сериала «Впечатления», выполненные пастелью на бумаге или темперой на целлулоиде, представляют авторское прочтение произведений польского писателя, мыслителя, художника-экспрессиониста Станислава Игнация Виткевича (Виткация), а также оригинальные интерпретации музыки Моцарта, Вивальди, Шопена, инициированные студией польского телевидения TV SVA с целью популяризации классической музыки. Уникальные рисунки художника и режиссёра Йохана Эмана к анимационному фильму «Weastman action» знакомят с оригинальной техникой создания микроизображений, увеличиваемых на экране в сотни раз и приобретающих при этом принципиально новые художественные качества.

В перспективе выставка художников анимационного кино в Инновационном культурном центре г. Первоуральска будет преобразована в Мультимедийный музей уральской анимации.

Галина Шарко, искусствовед