Екатеринбург
Выставка «Гравюра свободных городов»: гравюры XVIII века аугсбургской и венецианской школ
Время работы выставки: 5 апреля – 26 мая 2019 г.
Адрес: г. Екатеринбург, Воеводина, 5. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Организаторы: Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Мало кто знает, что собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств насчитывает более двух сотен европейских гравюр конца XVI–XIX веков. В отличие от живописи и скульптуры, печатная графика не может постоянно находиться в экспозиции, поэтому большую часть времени хранится в фондах, скрытая от глаз посетителей. Между тем старинные европейские гравюры и литографии были в числе первых экспонатов Свердловской картинной галереи (первоначальное название ЕМИИ).

Новая фондовая выставка проливает свет на историю формирования музейной коллекции европейской гравюры и позволяет познакомиться с небольшой частью произведений, составивших ее основу более 80 лет назад. Вниманию жителей и гостей Екатеринбурга предстанут долгое время не выставлявшиеся гравюры XVIII века двух европейских школ – аугсбургской и венецианской.

Несмотря на значительное расстояние, разделяющее южно-немецкий Аугсбург и «королеву Адриатики» Венецию, эти города имели немало общего в истории своего развития. Располагаясь на пересечении значимых торговых путей, они пережили свой расцвет в более ранний период – XVI–XVII веках, однако сумели сохранить роль важных художественных центров вплоть до конца XVIII столетия. Здесь по-прежнему бурлила жизнь, царила творческая атмосфера, живописцы, скульпторы и архитекторы создавали свои произведения. Не уступало свои позиции и искусство гравюры. Очередной подъем в обоих городах в это время переживает техника офорта, зародившаяся в Аугсбурге двумя веками ранее.
XVIII век – время господства стиля рококо, возникшего во Франции и охватившего другие европейские страны. Изысканная декоративность, витиеватость орнаментов, прихотливая игра форм проникали в разные виды искусства, в том числе и гравюру, где в технике офорта рождались легкие свободные линии. Характерная для рококо легкость нашла отражение в выборе тем и их трактовке. И хотя по-прежнему главным источником сюжетов служили тексты Священного Писания, персонажей Ветхого и Нового Завета нередко изображали в костюмах XVIII столетия, а местом действия разных сцен становилось лоно природы. Зачастую композиции заключались в асимметричные изящные орнаментальные рамы.

Листы аугсбургской и венецианской школ в собрании музея хранят в себе знаки принадлежности бывшим владельцам – в частности, это порядковые номера на обороте, отсылающие к коллекции первого музея Екатеринбурга.

Всего на выставке представлено 47 листов, выполненных в технике офорта. Они позволяют познакомиться с творчеством нескольких поколений аугсбургских и венецианских граверов и издателей, получить представление о жанровом многообразии издаваемых в это время гравюр (библейские сцены, архитектурные фантазии, костюмные зарисовки, орнаменты), а также узнать предпочтения уральских коллекционеров начала ХХ века.

Ольга Пермякова, куратор выставки,
заведующая сектором зарубежного искусства ЕМИИ