Творческий путь художника, уроженца Красноярского края, длится без малого сорок лет, с 1979-го. Именно тогда, по окончании Красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова, он впервые стал участником выставки. Потом были многочисленные стажировки в Домах творчества, из которых художник выделяет «Сенеж», слывший в советские годы творческой вольницей. Возможно поэтому, с тех самых пор он ценит в искусстве превыше всего свою независимость.
В одной из недавних публикаций, посвященных творчеству Петра Гавриленко, его назвали «патриархом томского авангарда». Вероятно, за то, что работает так, как никто другой. Сначала (в 1980-е гг.), один из немногих в Сибири, он следовал в русле «метафизического реализма», и большинство произведений, созданных в этом стиле, сегодня хранятся в зарубежных коллекциях. Позже (в 1990 – 2000-е гг.), постепенно нашел собственную манеру, более условную, пластически обобщенную, даже утрированную и очень декоративную, основанную на повышенно ярких сочетаниях цвета. При этом искусство художника всегда остается концептуальным, идейно обусловленным, исполненным философичности, социальной остроты и глубинных библейских смыслов.
Экспозицию выставки составляют более семидесяти произведений живописи, в основном из собрания автора и четыре из коллекции Кемеровского областного музея изобразительных искусств. Некоторые из них, согласно условию проекта «Созвездие региона», останутся в фондах музея. Таким образом, коллекция современного искусства Сибири, приоритетная в комплектовании, пополнится полотнами томского мастера.