Новокузнецк
Всероссийская художественная выставка горячей эмали «Эмаль России»
10 декабря в 13.00 в Сибирском центре современного искусства «ФОРМА» откроется новая экспозиция – Всероссийская художественная выставка горячей эмали «Эмаль России». Столь масштабная выставка горячей эмали проводится впервые в Кузбассе и организаторы уверены, что она вызовет интерес у новокузнечан. В выставке примут участие более 50 ведущих художников-эмальеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Омска, Петрозаводска, Геленджика, Суздаля, Калуги, Ярославля, Ростова-на-Дону, Владикавказа, Новокузнецка, Комсомольска-на-Амуре, Иркутска, Барнаула и Красноярска и других городов.

Организаторами выставки являются Сибирский центр современного искусства «ФОРМА», Выставочная компания «Кузбасская ярмарка», Новокузнецкое городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», Региональное отделение ВТОО «Союз художников России» Республики Башкортостан.

Партнерами проекта выступили Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица, Всероссийская партия «Единая Россия».

Время работы выставки: 10 декабря – 26 января 2020 года.
Адрес: г. Новокузнецк, ул. Автотранспортная, 51. Павильон №7, Сибирский центр современного искусства «ФОРМА»

Художественная эмаль имеет много общего с живописью. На металлическую пластину-основу наносится защитный слой эмали, по которому производится роспись жаропрочными красками. Защитным слоем служит бесцветная прозрачная эмаль, образующая глянцевое покрытие на металле после обжига. Эта техника – редкая и эффектная! Не многие художники работают с этим удивительным материалом. Тем более радует, что в выставке принимают участие самые известные и знаменитые художники-эмальеры России! Это народный художник РФ, академик Российской академии художеств, профессор Алексей Талащук (Санкт-Петербург), заслуженный художник, академик Сергей Ануфриев (Красноярск), это выдающиеся художники Анвар Багаутдинов и Анастасия Александрова (Санкт-Петербург), Валерий Леватаев (Комсомольск-на-Амуре) и Салават Гилязетдинов (Уфа).

Удивительна по красоте линия молодежного искусства в работах Анастасии Ижганайтене (Иркутск), Азамата и Гульназ Гилязетдиновых (Уфа).



На основе пресс-релиза
Сергей Евгеньевич Ануфриев
Председатель Регионального отделения УСДВ РАХ, академик РАХ, заслуженный художник РФ
Выставка «Эмаль России» в Сибирском центре современного искусства «Форма» в Новокузнецке подвела некий итог в целой череде выставок горячей эмали, прошедших в Москве, Благовещенске, Хабаровске, Красноярске, Уфе в 2019 году. Пожалуй,это единственное выставочное пространство, которое смогло в таком объеме и с таким масштабом показать безграничные возможности и красоту этого вида декоративного искусства. Три с половиной тысячи квадратных метров выставочных площадей наполнились удивительными работами замечательных мастеров из разных уголков нашей страны, и превратили пространство в один гармоничный творческий организм.

Более 50 известных и еще молодых авторов из 17 городов России предоставили свои работы на эту выставку. Работа Алексея Юрьевича Талащука, академика РАХ «Знамение» притягивает взгляд каким-то загадочным мерцанием, свечением медной основы сквозь слой эмали. Фантастические, интригующие работы Анастасии Александровой «Послеполуденный отдых Пушкина в образе женщины», «Абстрактный натюрморт» - поражают своей индивидуальностью и высочайшим мастерством. Сочетание различных материалов в работе Ольги Лысенковой «Колесо времени» дает представление о безграничности вариантов для реализации творческих замыслов. Диптих «Темный, как ночь» Ивана Дьякова относит нас к древним традициям ушедших времен русской культуры. Анвар Багаутдинов в своих работах «Письмо участника штурма Константинополя», «Дом-шлем», «Талисман» удивляет зрителя какой-то загадочной образностью и фантастической безупречностью мастерства.

Санкт-Петербург – это школа, уровень и традиции, на которые есть смысл обратить самое пристальное внимание на этой выставке.

Отдельной темой, которая задала тон практически всему пространству стали работы уфимских художников и в первую очередь, конечно, семьи Салавата, Азамата и Гульназ Гилязетдиновых. Это, практически, выставка в выставке, которая имеет свое звучание, основанное на глубоких традициях, истории, знаниях, передающихся из поколения в поколение. Это целый путь от петроглифов и родовых знаков в работах Салавата («Рождение Мифа», «Мифология III»), эпос и образы бескрайних просторов, наполненных посланиями древних времен к нам, современникам в своем художественном видении в работах его сына Азамата («Лунная дорога», «Всадник»). Эмали Гульназ Гилязетдиновой дополняют эту целостную картину мира своим теплом и осмыслением красоты и доброты современного мира («Луноликая», «Подруги», «Ритмы», «Знаки ушедших времен»).

Удивительная по своей красоте и выразительности серия работ, предоставленная на эту выставку художником из Суздаля Алексеем Веселкиным. Осмысление знаков-символов древности, символизирующих Небо, Землю, Жизнь, то растворяющихся в глубине пространства работ, то проступающие, словно ожившие, создают какую-то загадочную метаморфозу, от которой трудно отвести взгляд («Древность Елабуги», «Дерево-лабиринт», «Всеобъемлющая»).

Своим, совершенно иным языком – близким и понятным, говорят работы Лилии Лиховид из Ростова-на-Дону («Петербург», «Невский пейзаж»).

Настоящий большой мастер, работы которого неоднократно были отмечены различными наградами, художник из Комсомольска-на-Амуре,- самой дальней точки на географической карте выставки – Валерий Леватаев. В его работах мы находим узнаваемый авторский стиль и меру декоративной условности, отличающую его от всех остальных («Игры в ночном лесу»). Это бесконечная игра смыслов и характеров, условностей и реальности при высочайшем уровне исполнительского мастерства.

Невозможно не отметить и работы художников из Новокузнецка Петра и Ефросиньи Сиротюк. Лаконичные, классически выверенные сюжеты Петра («Под яблоней», «Вечер.Возвращение», «Декабрь») как будто возвращают нас в недавно растворившееся пространство своей умиротворенностью и покоем. Работы же Ефросиньи («Песня», «Пейзаж», «Отрешение») напротив, вносят драматические нотки своим колоритом и цветовым решением в общий замысел изображения.

Инна Лемонова из Екатеринбурга («Зеленое яблоко») с библейскими сюжетами, но какими-то теплыми и душевными, Татьяна Колточихина из Омска, участник многих выставок («Он-она», «Так будем счастливы, друзья мои») и еще многие художники очень органично и естественно вошли в общий контекст выставочного пространства.

Работы молодых художников, таких как Зинаида Кулиева из Владикавказа (Серия «Дерево» по мотивам осетинского героического эпоса «Сказания о Нартах»), Сергей Андрейко из Иркутска («Умилене», «Старый Иркутск»), Алена Залуцкая из Новосибирска («Чаша», «Позолоти ручку») удивительным образом дополняют выставку своим многообразием тем и интересных идей.

«Эмаль России» в своем ярком великолепии не оставит никого равнодушным – ни простого неискушенного зрителя, ни профессионала, ни, надеюсь, искусствоведов, для которых это реально непаханое поле и перспектива работы хоть с конкретными авторами, хоть с направлениями, в которых активно развивается горячая эмаль.

И еще: удивительным итогом и перспективой развития этого направления в декоративном искусстве стало решение организаторов выставки – Сибирского центра современного искусства «Форма» и выставочной компании «Кузбасская ярмарка» о создании базы для проведения симпозиумов по горячей эмали в Новокузнецке. Это означает, что впереди не только светлые горизонты, но и новые творческие встречи, новые произведения и новые выставки.

Низкий поклон и слова искренней благодарности всем авторам и организаторам этого настоящего праздника радости и красоты.