Сергей Евгеньевич Ануфриев
Председатель Регионального отделения УСДВ РАХ, академик РАХ, заслуженный художник РФ
Выставка «Эмаль России» в Сибирском центре современного искусства «Форма» в Новокузнецке подвела некий итог в целой череде выставок горячей эмали, прошедших в Москве, Благовещенске, Хабаровске, Красноярске, Уфе в 2019 году. Пожалуй,это единственное выставочное пространство, которое смогло в таком объеме и с таким масштабом показать безграничные возможности и красоту этого вида декоративного искусства. Три с половиной тысячи квадратных метров выставочных площадей наполнились удивительными работами замечательных мастеров из разных уголков нашей страны, и превратили пространство в один гармоничный творческий организм.
Более 50 известных и еще молодых авторов из 17 городов России предоставили свои работы на эту выставку. Работа Алексея Юрьевича Талащука, академика РАХ «Знамение» притягивает взгляд каким-то загадочным мерцанием, свечением медной основы сквозь слой эмали. Фантастические, интригующие работы Анастасии Александровой «Послеполуденный отдых Пушкина в образе женщины», «Абстрактный натюрморт» - поражают своей индивидуальностью и высочайшим мастерством. Сочетание различных материалов в работе Ольги Лысенковой «Колесо времени» дает представление о безграничности вариантов для реализации творческих замыслов. Диптих «Темный, как ночь» Ивана Дьякова относит нас к древним традициям ушедших времен русской культуры. Анвар Багаутдинов в своих работах «Письмо участника штурма Константинополя», «Дом-шлем», «Талисман» удивляет зрителя какой-то загадочной образностью и фантастической безупречностью мастерства.
Санкт-Петербург – это школа, уровень и традиции, на которые есть смысл обратить самое пристальное внимание на этой выставке.
Отдельной темой, которая задала тон практически всему пространству стали работы уфимских художников и в первую очередь, конечно, семьи Салавата, Азамата и Гульназ Гилязетдиновых. Это, практически, выставка в выставке, которая имеет свое звучание, основанное на глубоких традициях, истории, знаниях, передающихся из поколения в поколение. Это целый путь от петроглифов и родовых знаков в работах Салавата («Рождение Мифа», «Мифология III»), эпос и образы бескрайних просторов, наполненных посланиями древних времен к нам, современникам в своем художественном видении в работах его сына Азамата («Лунная дорога», «Всадник»). Эмали Гульназ Гилязетдиновой дополняют эту целостную картину мира своим теплом и осмыслением красоты и доброты современного мира («Луноликая», «Подруги», «Ритмы», «Знаки ушедших времен»).
Удивительная по своей красоте и выразительности серия работ, предоставленная на эту выставку художником из Суздаля Алексеем Веселкиным. Осмысление знаков-символов древности, символизирующих Небо, Землю, Жизнь, то растворяющихся в глубине пространства работ, то проступающие, словно ожившие, создают какую-то загадочную метаморфозу, от которой трудно отвести взгляд («Древность Елабуги», «Дерево-лабиринт», «Всеобъемлющая»).
Своим, совершенно иным языком – близким и понятным, говорят работы Лилии Лиховид из Ростова-на-Дону («Петербург», «Невский пейзаж»).
Настоящий большой мастер, работы которого неоднократно были отмечены различными наградами, художник из Комсомольска-на-Амуре,- самой дальней точки на географической карте выставки – Валерий Леватаев. В его работах мы находим узнаваемый авторский стиль и меру декоративной условности, отличающую его от всех остальных («Игры в ночном лесу»). Это бесконечная игра смыслов и характеров, условностей и реальности при высочайшем уровне исполнительского мастерства.
Невозможно не отметить и работы художников из Новокузнецка Петра и Ефросиньи Сиротюк. Лаконичные, классически выверенные сюжеты Петра («Под яблоней», «Вечер.Возвращение», «Декабрь») как будто возвращают нас в недавно растворившееся пространство своей умиротворенностью и покоем. Работы же Ефросиньи («Песня», «Пейзаж», «Отрешение») напротив, вносят драматические нотки своим колоритом и цветовым решением в общий замысел изображения.
Инна Лемонова из Екатеринбурга («Зеленое яблоко») с библейскими сюжетами, но какими-то теплыми и душевными, Татьяна Колточихина из Омска, участник многих выставок («Он-она», «Так будем счастливы, друзья мои») и еще многие художники очень органично и естественно вошли в общий контекст выставочного пространства.
Работы молодых художников, таких как Зинаида Кулиева из Владикавказа (Серия «Дерево» по мотивам осетинского героического эпоса «Сказания о Нартах»), Сергей Андрейко из Иркутска («Умилене», «Старый Иркутск»), Алена Залуцкая из Новосибирска («Чаша», «Позолоти ручку») удивительным образом дополняют выставку своим многообразием тем и интересных идей.
«Эмаль России» в своем ярком великолепии не оставит никого равнодушным – ни простого неискушенного зрителя, ни профессионала, ни, надеюсь, искусствоведов, для которых это реально непаханое поле и перспектива работы хоть с конкретными авторами, хоть с направлениями, в которых активно развивается горячая эмаль.
И еще: удивительным итогом и перспективой развития этого направления в декоративном искусстве стало решение организаторов выставки – Сибирского центра современного искусства «Форма» и выставочной компании «Кузбасская ярмарка» о создании базы для проведения симпозиумов по горячей эмали в Новокузнецке. Это означает, что впереди не только светлые горизонты, но и новые творческие встречи, новые произведения и новые выставки.
Низкий поклон и слова искренней благодарности всем авторам и организаторам этого настоящего праздника радости и красоты.