Екатеринбург
Художественная медь Урала XVIII века
из собрания Государственного исторического музея
Время работы выставки: 6 июня – 8 сентября 2019 г.
Адрес: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 37.

Организаторы: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства,
Государственный исторический музей.

3 сентября 2017 года Президент России В.В. Путин Подписал Указ № 407 о праздновании в 2022 году 150-летия Государственного исторического музея. В преддверии юбилея крупнейшего музея России, обладателя пятимиллионной коллекции уникальных экспонатов, что составляет почти десятую часть всего музейного фонда страны, Музей истории
камнерезного и ювелирного искусства открывает выставку «Художественная медь Урала XVIII века» из собрания Государственного исторического музея в рамках Первого Уральского культурного форума в Екатеринбурге.

Коллекция уральской художественной меди в фондах Государственного исторического музея является крупнейшей в российских музейных собраниях по полноте образцов с клеймами. На выставке представлены изделия партикулярных заводов Демидовых, Осокиных, Турчанинова 1740-1770-х годов.

70 предметов традиционных и новых для XVIII столетия форм посуды, модных предметов быта из меди и латуни с характерным орнаментом – уральский вариант барокко и рококо – помогут составить представление о расцвете медного дела на Урале в правление Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Здесь древнерусские формы сосудов – каравайница, братина, ендова – встречаются с европейскими кофейниками и чайницей. Кроме художественного каждый экспонат выставки представляет интерес с точки зрения функционального использования.

Посещение выставки станет путешествием в историю уральской меди с начала её промышленного использования в XVIII веке до 2050 года.

На основе пресс-релиза



Екатеринбург
Выставка «Вечный сад»
Время работы выставки: 12 апреля - 22 сентября 2019 г.
Адрес: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 37.

Организаторы: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства,
Государственный исторический музей.

Выставка «Вечный сад» приурочена к 65-летию нижнетагильского
художника-камнереза Виктора Васильева

Здесь журчит вода, тает снег, пробились сквозь снежную корку первоцветы,
звенят колокольчики ландышей, уже поспели ягоды и разве что только не
благоухают лилии, орхидеи и ирисы. Это прекрасный сад, «выращенный» за 22
года к своему 65-летию чутким нижнетагильским мастером Виктором
Михайловичем Васильевым.

Цветы – хрупкие создания природы: полевые, лесные, водные, садовые,
комнатные. Но не каменные. Нет. Каменным нужно только хорошо освещенное
место и зрители. Их нежные бутоны и соцветия при бережном обращении могут
радовать столетия. Букеты из драгоценных камней и металлов появляются еще в
XVII в. – в эпоху барокко. На рубеже XIX-XX вв. от единичных работ в
ассортименте разных ювелирных фирм К. Фаберже переводит каменные цветы –
objet d'art – в ранг самостоятельного направления камнерезного искусства.

Источники сюжетных идей для букетов у Васильева различны: от обложки
журнала по садоводству до увиденного под ногами талого снега, подснежников на
лесной поляне, сирени у дома и т.п. Многие образы будущих произведений
художник привозит из путешествий в другие города и страны.

Виктор Михайлович придерживается традиций старой школы. Он много
внимания уделяет вопросам истории: как работали мастера прошлого, где брали
каменный материал, как производили закрепку и склейку деталей. Большое
значение для Васильева имеет сочетаемость материалов: он знает, какой камень
может сделать цветы мертвыми, а какой – живыми.

За его плечами 90 выставок, среди них в Японии и Франции и во множестве
российских городов. При этом творческих и исследовательских планов у мастера
не убавляется. Этот удивительный человек – искренний, внимательный и
любознательный – путешествует по уральским землям, изучает исторические
карты месторождений и совершает открытия, охотно представляя их на научных
конференциях по каменной теме.

На основе пресс-релиза



Екатеринбург
Выставка «Королевский подарок
Время работы выставки: 6 июля - 15 сентября 2019 г.
Адрес: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 37.

Организаторы: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства,
Государственный исторический музей, А.С. Панфилов, С.А. Панфилов, М.А. Панфилов

Выставка ювелирных произведений династии Панфиловых «Королевский
подарок» посвящена юбилею Анатолию Степановичу Панфилову, который
отмечает полвека творчества и Изумрудную свадьбу. Выставка-подарок на
двойной юбилей – королевская по числу работ и рангу каменного материала: 100 произведений с изумрудами, сапфирами, рубинами и опалами.

Человек интереснейшей судьбы, ювелирным искусством он занялся в 1969 году и, со временем, привлек к делу своих сыновей – Сергея и Максима Панфиловых. Вместе с отцом они изучали минералогию, вместе занимались
поиском самоцветов на Урале, в Узбекистане и Таджикистане, вместе продолжают работать над созданием новых произведений. Надежный
эмоциональный тыл обеспечила художнику жена, ставшая его музой. А найти свою дорогу в ювелирном деле помогли Панфилову родоначальники уральской ювелирной школы – В.М. Храмцов, Л.Ф. Устьянцев и В.Ф. Ветров. Они подкрепили в нем уважительное отношение к камню, его цвету, форме,
текстуре, подсказывающим идею нового изделия.

Один из немногих ювелиров-авторов, он работает преимущественно с
драгоценными камнями группы берилла и хризоберилла: изумрудами, аквамаринами и александритами. Роскошная палитра драгоценных камней
завораживает зрителя. Излюбленный вид ювелирного украшения – гривна или колье – дает возможность рассказать историю и использовать крупные
необычные сростки кристаллов. Среди традиционных для уральской ювелирной школы природных мотивов и бажовских образов, Панфиловы
обращаются к китайской философии и символике, а также к поэтическим и
сказочным темам.

В большинстве ювелирных работ солирующая роль принадлежит
природному, резному или ограненному камню. Сохраняя сложную форму
минерала, художники с помощью оправы и элементов декора конкретизируют образ: летучая мышь перед нами, или гроздь винограда, цветок, гладь озера, или кусочек небесной лазури.

Эта выставка станет самым полным за последние несколько лет собранием произведений Анатолия Степановича Панфилова и его сыновей.

На основе пресс-релиза