Владивосток
Персональная выставка заслуженного художника РФ Николая Большакова, посвященная 80-летию художника
Персональная выставка Заслуженного художника РФ Николая Большакова, посвященная 80-летию художника, откроется в залах Приморского отделения Союза художников России 7 декабря в 17 часов.

Время работы выставки: 7 – 23 декабря 2018 г.
Адрес: г. Владивосток, ул. Алеутская, 14-а.
Организатор: Приморское краевое отделение ВТОО «Союз художников России».

Стаж в искусстве Николая Большакова – более 50 лет. И это делает его сегодня исторически интересной и значимой фигурой. Ведь его поколению судьба предписала творить в двух разных исторических эпохах – советской и постсоветской.

Более сорока лет своей художественной деятельности Большаков связан с Приморьем. В нем показательно проявилась родовая черта дальневосточных живописцев, начиная с 1960-х годов: порыв поколения художественно осваивать Дальний Восток в творческих путешествиях. На многих выставках он вместе с товарищами расширил представление о советской родине за счет никогда невиданных до этого в национальной живописи территорий – Курил, Камчатки, БАМа. В то же время на фоне множества художников региона Н.Е. Большаков при общих с ними чертах «дальневосточности» выделялся на выставках коренными «большаковскими» свойствами своей живописи. Это обнаружилось в решительной склонности к весомой содержательности полотен, в желании нечто высказать в них через столь же содержательную живописную выразительность. Трудного единства формы и содержания классического образца он добивался целеустремленно и успешно.
За такой преданностью идеалу стоит незаурядный характер, уходящий корнями в древнюю почву. Большаков – русский из русских по происхождению, он новгородский. Через почву его новгородской родины, веяния ее древней истории, через ее неистребимый дух христианства сложился духовно здоровый, нравственно крепкий внутренний мир Николая Большакова. А это могло повлиять на образы мира, творимые его кистью, особенно в пейзажах. Это не пейзажи настроения с их капризной переменчивостью эмоциональных мелодий, стенографией движения души живописца. И шикотанская панорама Тихого океана, и интимный уголок русской провинции – все рождается из наслоений продолжительных созерцаний, из сосредоточенных любований, избранных мотивов природы. В результате они очищаются на холсте от привкуса импрессионистической одномоментности «здесь и сейчас».

Пейзажное творчество Большакова особенно и тем, что тематически оно распадается на две равные половины. Сначала он полностью отдался общению с Дальним Востоком в первые двадцать лет творчества, а затем сменил курс своих поездок на прямо противоположный. Последовали многомесячные выезды по городам средней полосы России, по Беломорскому Северу, на Соловки. И так год за годом, проявляя одержимую целеустремленность, богатырскую выносливость в полевых условиях многотрудных путешествий. Эти перемещения по лицу русской земли оказались по внутреннему своему смыслу паломничеством, откровением и открытием Святой Руси. На этот смысл непосредственным образом указывают холсты Большакова. Его повлекло «на корень», в земли, на территории которых началось историческое бытие русского народа. Именно в такой большой содержательный контекст включены картины цикла, который по-горьковски можно было бы назвать «По Руси». Поразительно, что в таком содержательном ключе он начал работать ещё в советские, а значит, непримиримо атеистические времена.
Необъятный космос природы и столь же неисчерпаемый микромир человеческой души всегда были равно интересны Николаю Большакову. Пейзажист и портретист сосуществовали в нем на одинаково высоком уровне мастерства и своеобразия. Переходя от природы к человеку, Большаков никогда не ограничивался пейзажно-внешним взглядом на модель. Вы не встретитесь у него с персонажем, который «строился» бы извне, на чисто живописном впечатлении от человека. Его портретные герои являются в полотнах «весомо, грубо, зримо» с отчетливо выраженной телесной и душевной осязательностью. Это человечески самодостаточные люди, а не фантомы, производные из самовольных живописных концепций.

В своих циклах Н. Большаков обращается к теме средневековой истории (триптихи «Художники-иконописцы» и «Детство»), к острой теме русской деревни ХХ века, подвергшейся укрупнению («Брошенные деревни»), теме Гулага, непосредственно связанной с его собственной семьей.
Н. Большаков относится к числу дальневосточных художников, которых называют классиками на все времена. Его творчество олицетворяет время.

Релиз подготовлен по тексту Виталия Кандыбы.
Пресс-служба (Владивосток)
Приморское отделение Союза художников России
Контакты: info@artprim.com
+7(423) 241-11-94
+7(423) 241-44-03