Екатеринбург
Автографы Виталия Воловича из собрания Семёна Ваксмана и Владимира Макеранца
6 марта в Художественном музее Э. Неизвестного (Екатеринбург, ул. Добролюбова, 14) открылась выставка, где представлено 33 автографа Виталия Воловича (1928-2018).

Время работы выставки: 6 – 31 марта 2019 года.
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 14. Художественный музей Э. Неизвестного.

У Виталия Воловича была откровенная неприязнь к написанию каких-либо текстов на своих книгах. Будучи художником, он предпочитал в качестве подписи своё шаржированное изображение. Естественно, в разные годы это были разные шаржи – в зависимости от периода жизни и настроения.

Однажды друг Воловича Семён Ваксман, у которого за долгие годы общения с Виталием Михайловичем накопилось множество автографов, предложил ещё одному своему другу, кинооператору Владимиру Макеранцу, составить единую подборку автографов Воловича. Идея нашла воплощение в виде книги, изданной тиражом в один экземпляр, так впечатлившей дружеский круг Семёна Ваксмана, что экслибрисы по мотивам автографов Воловича возникли под авторством многих художников.

Томский график Владимир Марьин, нарисовав один вариант книжного знака, перевёл его в печатную технику и растиражировал экслибрис Воловича, применяя, например, очень редкий когда-то конгрев. Алексей Казанцев, в свою очередь вдохновившись творениями Марьина, стал размещать рисунки Воловича на разных носителях – пригласительных билетах, афишах, открытках и т. д., по-своему интерпретируя образ Мастера (кстати, именно с лёгкой руки Семёна Ваксмана, который первым так стал именовать Виталия Михайловича, это уважительное обращение распространилось среди друзей, коллег и поклонников художника). Блестяще владея техниками печатной графики, Казанцев переводил знаки Воловича в эстампы, получаемые разными способами – от офорта до гравюры на картоне. К этому кругу присоединился и оформитель выставок книжного клуба «Рифей», художник Анатолий Лепихин, а потом и другие авторы.
В 2018 г. в Свердловской областной государственной библиотеке им. В.Г. Белинского к 90-летию В. Воловича прошла выставка «Виталий Волович. Художник книги», где в экспозиции была представлена та самая, созданная 30 лет назад В. Макеранцем, книга в единственном экземпляре. Выставка стала катализатором творческого процесса Владимира Ильича, решившего продолжить подборку автографов Воловича. Итогом является издание 2019 г., включающее уже более 30 уникальных рисунков Мастера из собрания Семёна Ваксмана.

Проявляя изобретательность в интерпретации собственного образа, художник видит себя (не изменяя юношескому пристрастию к средневековой литературе), по большей части, рыцарем: коленопреклонённый воин в полном снаряжении, сжимая меч, предстоит в уважительной позе, поднося одаряемому то книгу, то цветы, то рюмку. Ироничный и одновременно трогательный образ, очевидно, должен обнажить подлинное отношение художника к своим друзьям – предельная уважительность подчёркнута внешней скованностью рыцарскими латами, а закрытые глаза словно символизируют зрение высшего порядка, дающего возможность осознавать скрытые сущности и смыслы.

Довольно часто видит Мастер себя в антропозооморфных образах, находя в себе то коня, то жирафа, то каких-то фантастических животных, намеренно подчёркивая нелепость и нескладность своей телесной формы и невольно внушая мысли о трудностях преодоления биологического начала. Крайне редко, но Волович усматривает в себе и ангельскую сущность, кардинально меняя в этом случае композиционный принцип построения рисунка – в порыве любви он предельно открыт, распахнутые руки танцующего художника словно обнимают весь мир, а из складок хитона вырастают цветы, образующие вместе с художником космический хоровод вселенской гармонии. Особую пронзительность образам придаёт экспрессивность линейного рисунка, диапазон возможностей которого в исполнении Воловича кажется безграничным.

Автографы Мастера, демонстрируя его изобретательность, эрудицию и чувство юмора, позволяют не только приоткрыть какие-то новые грани творчества, но также позволяют ощутить насыщенность художественной жизни Свердловска-Екатеринбурга на рубеже XXI вв.


Галина Шарко,
искусствовед, член СХР,
главный специалист РО Урала, Сибири и Дальнего Востока
Российской академии художеств в г. Красноярске
Виталий Михайлович Волович родился в г. Спасск-Приморский Дальневосточного края (1928), с 1932 г. жил в Екатеринбурге (Свердловске) с 1932 г. Учился на живописном отделении Свердловского художественного училища (1943-1948). Работал художником-оформителем и иллюстратором книг для Свердловского (Средне-Уральского) и Челябинского книжных издательств, а также издательств Москвы («Художественная литература», «Молодая гвардия», «Искусство»). Работал в техниках печатной и оригинальной графики, иллюстрировал «Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова (1963, 1969), легенды и сказки народов мира (1960-е), «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» М. Горького (1965), трагедии Шекспира «Отелло» (1968) и «Ричард III» (1972), «Роман о Тристане и Изольде» (1978), трагедию И. Гёте «Эгмонт» (1982), «Слово о полку Игореве» (1985) и др. В 1990-е художник работал в области станковой графики, уделяя внимание как натурному материалу (циклы «Старый Екатеринбург», «Чусовая. Таватуй. Волыны» и др.), так и тематическим сериям («Средневековые мистерии», «Женщины и монстры», «Мастерская», «Цирк»). Позднее рисунки и эстампы мастера вошли в авторские книги, сочетающие слово и изображение.

В.М. Волович с 1952 года являлся участником городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Член Союза художников (1956). Лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1999, 2007). Награжден золотой медалью Российской академии художеств (РАХ) за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея». Член-корреспондент РАХ (2007), академик РАХ (2012). Почетный гражданин г. Екатеринбурга (2007), г. Ирбита (2008), Свердловской области (2018). Народный художник Российской Федерации (2016).

Работы Виталия Воловича находятся в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (г. Москва), в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее (г. Санкт-Петербург), в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Государственном художественном музее Алтайского края, Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Курганском областном художественном музее, Магнитогорской картинной галерее, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Новосибирском государственном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Саратовском государственном художественном музее им А.Н. Радищева, Челябинском музее изобразительных искусств, в других музеях и галереях Екатеринбурга, Омска и других городов России, в Пражской национальной галерее (Чехия), Моравской галерее (Брно, Чехия), в Музее современного искусства в Кёльне (Кёльн, Германия), в Музее Ф. Шиллера и И. Гете (Веймар, Германия), в Шекспировском центре (Стратфорд-на-Эйвоне, Великобритания), в частных собраниях России, Австрии, Германии, Израиля, Испании, США, Франции и др.

Семён Аронович Ваксман – выпускник Уральского политехнического института им. С.М. Кирова (1961), лауреат международной медали им. А.А. Полякова «За выдающиеся достижения в развитии транспортных систем городов», председатель постоянно действующего оргкомитета международных научно-практических конференций «Социально-экономические проблемы транспортных систем городов и зон их влияния», международный эксперт в области транспорта. Имеет более 400 публикаций, связанных с развитием транспортных систем городов, экономики производства, стратегического планирования организации и безопасности дорожного движения и др.

С. Ваксман – друг и почитатель творчества многих отечественных и зарубежных художников из разных стран, в т.ч., В. Воловича, М. Брусиловского, Г. Метелёва, А. Казанцева, И. Кириакиди, В. Реутова, А. Антонова и др. Долгие годы Семён Аронович руководил секцией станковой, книжной графики и экслибриса Клуба любителей книги «Рифей», является активным организатором и участником выставок, встреч, конференций, круглых столов и т.д., связанных с вопросами образования, просвещения, искусства.
Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России». Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97.
Контакты: www.shr-ekb.ru
+7 (343) 261-63-19, 261-70-97