23 апреля свой день рождения отмечает Сергей Евгеньевич Ануфриев, академик РАХ, заслуженный художник РФ, председатель Регионального отделения УСДВ РАХ в Красноярске, председатель КРО ВТОО "Союз художников России".
Сергей Евгеньевич Ануфриев – известный в сибирском регионе и за его пределами художник декоративно-прикладного искусства, один из основоположников и лидеров уникального художественного явления 1990 – 2000-х гг., известного под названием сибирская нео- или этноархаика. В раннем творчестве С.Е. Ануфриева преобладали многофигурные керамические композиции, навеянные артефактами сибирской языческой культуры. Им присущи сложность семантического текста, обилие криволинейных элементов, активно внедряющихся в окружающее пространство («Двадцать сосудов для разных ветров», «Три шамана», «Белый вождь», «Домашние боги», «Черные пришельцы», «Маленькие воины»), антропоморфные, геометрические, растительные и фаллические мотивы. В общих очертаниях групп объектов косвенно прослеживаются очертания сферы, куба и пирамиды – базовых геометрических элементов мироздания в понимании архаических сообществ.
Работы С.Е. Ануфриева с трудом поддаются словесной расшифровке, но на подсознательном уровне они вызывают множество ассоциаций и продуцируют эмоциональные реакции, отражающие как сложный внутренний мир автора, так и характерные для современного человека ностальгию по душевному покою, ясности картины мира, уверенности и гармонии, усталость от постоянных стрессов, переизбытка событий, общения и информации, острую потребность в понимании, любви и теплоте взаимоотношений. Особое значение в этом контексте приобретают как проходящая красной нитью через его творчество тема солнца, так и тема маски. Маски, как атрибут практически всех древних культов, сохраняя связь с архетипическими прообразами, приобретают в творчестве Ануфриева исключительно современное звучание, подчас болезненное и трагическое. Такое, как выражение удивления и растерянности перед жизнью в «Маске», усиленное явным автопортретным сходством, или искаженная криком боли и отчаяния личина в одном из холстов «автопортретной серии» 2011 г. За таким пристальным вниманием к теме масок можно увидеть страстное стремление современного человека разобраться в человеческой природе, включая и свою собственную, за многочисленными масками социальных и профессиональных функций, статусов и иерархических отношений увидеть сущность, «найти человека», как когда-то пытался сделать великий Диоген. Драматические поиски места и роли личности в современном мире, напряженные усилия с целью возрождения духовного, творческого начала в социуме наполняют искусство С.Е. Ануфриева глубоким и искренним гуманистическим содержанием.
Тригалева Н.В., искусствовед, член СХР.Статья о творчестве Ануфриева С.Е. в журнале "Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока":
http://usdvart.ru/personalitiessection5#rec2699818...