Екатеринбург

Выставка «Силовые линии Анатолия Любавина» (Москва)

Экспозиция «Силовые линии Анатолия Любавина», включающая 23 эстампа, входит в программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО».

Анатолий Александрович Любавин – ректор Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств; народный художник Российской Федерации; действительный член Российской академии художеств; член президиума Российской академии художеств; профессор.

Экспозиция включает два раздела творчества мастера: офорты на темы сельской жизни и серию шелкографий «Художник и модель».

Время работы выставки: 2 – 31 декабря 2020 г.
Адрес:
г. Екатеринбург, Дом художника, ул. Куйбышева, 97, Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России» http://www.shr-ekb.ru
Эстампы, выполненные в технике офорта, сочетающего сухую иглу и травление, А. Любавин создает в начале 2000-х. Это внешне простые бытовые сцены, в которых люди и животные изображены в момент отдыха, по завершении сезонных работ, в которых художник погружает своих персонажей в состояние размышления, возникающее на стадии физической усталости, рефлексии, в осознании неразрывности связей всего земного бытия. Фронтальная неподвижность героев, предстоящих перед зрителем, подобно тому, как это бывает на старинных фотоснимках, становится одним из основных объединяющих композиционных начал этой небольшой серии. Серовато-оливковый колорит офортов в своей стройности цветовой гаммы, создает ностальгическое настроение. Округлые фигуры, охваченные ниоткуда возникшим лунным сиянием, нежно их обволакивающем, пребывают в гармонии с чередой мягких холмистых форм земного ландшафта.

Серия «Художник и модель» была создана позднее, в 2017-2018 годы. БОльшая по количеству работ серия рисунков, переведенная в технику шелкографии, представляет собой своеобразное исследование природы художественного творчества. Издавна существующий жанр «ню» нашел здесь свое отражение.

Пронизанные эротически-поэтическим настроением графические листы предстают откровениями автора об интимной стороне акта творения произведения. От рисунка к рисунку, словно делая раскадровку на сценической площадке, он разворачивает перед зрителем драму, приоткрывает тайну взаимоотношений трех участников творческого процесса: художника, модели и рождающегося произведения. А. Любавин пытается «услышать» пластический «звук» произведения, наполненного глубинными смыслами, создает ритмическое соотношение вертикалей и горизонталей. Используя светотеневые пятна как звуки и паузы, он, подобно музыканту, сочиняет свою живописную «мелодию», находясь на грани соприкосновения разных видов искусств. Для художника-педагога всегда важно также умение построить композицию, основываясь на знании классических пропорций. Ритмическое начало, основанное на золотом сечении, становится тем связующим, что соединяет звук и пластику, конечной целью которых является достижение гармонии.

Женщина в сознании автора – это огромный скрытый мир, в ней он видит и чувствует весь космос, откровенно говорит о ней как о некой загадке мироздания, выводит ее образ на сокровенный уровень.