Магадан
Открытие памятника, посвященного подвигу личного состава 1-й перегоночной Краснознаменной авиадивизии ГВФ воздушной трассы Аляска–Сибирь (АлСиб)
9 мая в 13:00 2020 г. в Магадане пройдет открытие мемориала, посвященного подвигу личного состава 1-й перегоночной Краснознаменной авиадивизии ГВФ воздушной трассы Аляска–Сибирь (АлСиб).

Авторы монумента - академик, вице-президент РАХ Андрей Ковальчук и академик, член бюро Регионального отделения УСДВ РАХ Константин Кузьминых.

Памятник установлен на 12 км магаданской трассы, на повороте к зданию аэровокзала старого аэропорта г. Магадана. Выбор места установки памятника не случаен, т.к. старый аэропорт Магадана был одной из точек материального снабжения воздушной трассы «Аляска-Сибирь». Мемориал будет встречать въезжающих в город Магадан как напоминание о героическом эпизоде времен Великой Отечественной войны. зафиксировавшей историю сотрудничества в годы войны двух держав - СССР и США..

При работе над мемориалом авторы ставили перед собой задачу: увековечить подвиг всех, кто принял участие в создании и функционировании этого воздушного моста, как с советской, так и с американской стороны. Поэтому смысловым и пластическим центром композиции стали застывшие в рукопожатии фигуры двух летчиков - символы боевого братства и взаимопомощи.

Памятник состоит из постамента, скульптурной композиции и стилизованного крыла самолета.
Скульптурная композиция представляет двух военных летчиков: советского и американского в зимней летной форме. Летчики смотрят друг на друга, приветствуя друг друга дружеским рукопожатием. Левая рука советского летчика лежит на плече американского коллеги. Советский летчик одет в летный комбинезон, унты. На боку планшет и пистолет в кобуре. На голове - летный шлем. За спиной планшет и сложенный в ранец парашют. Американский летчик одет в утепленную куртку, зимние сапоги. На голове - фуражка с кокардой. На боку на лямках висит сложенный в ранец парашют. Высота фигур: 2,5 м. Материал изготовления: бронза, литье.

За спинами летчиков на постаменте установлено стоящее вертикально стилизованное крыло американского самолета Р-39 «Аэрокобра», которых по трассе АлСиба было доставлено в СССР наибольшее количество из всех других видов самолетов - 2616 штук и который пользовался заслуженным уважением у летчиков. В том числе на Аэрокобре летал и воевал трижды герой Советского Союза А.И. Покрышкин. Материал изготовления: металлический каркас, нержавеющая сталь, декоративная клепка. На крыле с двух сторон - бронзовые пятиконечные звезды.

Фигуры летчиков и стилизованное крыло установлены на постамент, изготовленный из бетона, с последующей облицовкой гранитными плитами.

На фронтальной части постамента расположена бронзовая табличка. На табличку нанесено изображение карты маршрута трассы, надпись «ГЕРОЯМ АЛСИБА ПОСВЯЩАЕТСЯ» и годы работы трассы «1942 - 1945».

Общие габаритные размеры памятника: 7,7 х 4,0 х2,5 м.

Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 2020 года. На открытии присутствовали: автор памятника К.Б. Кузьминых, губернатор Магаданской области С.К. Носов, мэр Магадана Ю.Ф. Гришан, представители общественности и СМИ.

Памятник «Героям АЛСИБа» будет хорошим напоминанием о подвиге и воинской доблести наших дедов и отцов, станет одной из главных культурных достопримечательностей Магадана.

Cправка

Воздушная трасса «Аляска - Сибирь» («АлСиб») была создана и действовала в период с 1942 по 1945 год, как часть программы ленд-лиза. Трасса обеспечивала поставки американских боевых и транспортные самолетов через Аляску, Чукотку и Сибирь в районы боевых действий с нацистской Германией. Строительство трассы заняло девять месяцев. В рамках ее создания было проведено расширение аэродромов в Якутске, Красноярске и Киренске, построены новые аэродромы в Уэлькале, Марково, Сеймчане.

Американские летчики выполняли перегон самолетов от города Грейт-Фолсе (штат Монтана) до Фэрбенкса (штат Аляска), где их принимали представители советской военной миссии. Дальше от города Фэрбенкса (США) до Красноярска (расстояние - 6400 километров) самолеты перегоняли советские пилоты. Общий путь самолетов до фронтовых аэродромов составлял порядка 14 тысяч километров.

Полеты проходили в сложных условиях: над малонаселенной местностью, при низких температурах. Любая поломка грозила экипажу гибелью.

Всего за три года по трассе перегнали более 8 тысяч американских самолетов, что позволило сформировать 250 авиаполков. По воздушному международному мосту перевезли более 18 тысяч тонн различных грузов: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей, медикаменты. «АлСиб» использовался и как международная пассажирская авиа­линия. По трассе перемещались дипломаты и военные специалисты, летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году - вице-президент США Генри Уоллес. Всего было перевезено более 128 тысяч пассажиров.

Героизм тружеников трассы Аляска — Сибирь получил высокую оценку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а 551 человек личного состава были удостоены боевых орденов и медалей.

Поставки по ленд-лизу значительно приблизили общую Победу во Второй мировой войне, сохранили жизнь миллионам советских людей.

За годы войны до конечного пункта «трассы мужества» не смогли долететь 150 пилотов и около 160 самолетов.