Скульптурная композиция представляет двух военных летчиков: советского и американского в зимней летной форме. Летчики смотрят друг на друга, приветствуя друг друга дружеским рукопожатием. Левая рука советского летчика лежит на плече американского коллеги. Советский летчик одет в летный комбинезон, унты. На боку планшет и пистолет в кобуре. На голове - летный шлем. За спиной планшет и сложенный в ранец парашют. Американский летчик одет в утепленную куртку, зимние сапоги. На голове - фуражка с кокардой. На боку на лямках висит сложенный в ранец парашют. Высота фигур: 2,5 м. Материал изготовления: бронза, литье.
За спинами летчиков на постаменте установлено стоящее вертикально стилизованное крыло американского самолета Р-39 «Аэрокобра», которых по трассе АлСиба было доставлено в СССР наибольшее количество из всех других видов самолетов - 2616 штук и который пользовался заслуженным уважением у летчиков. В том числе на Аэрокобре летал и воевал трижды герой Советского Союза А.И. Покрышкин. Материал изготовления: металлический каркас, нержавеющая сталь, декоративная клепка. На крыле с двух сторон - бронзовые пятиконечные звезды.
Фигуры летчиков и стилизованное крыло установлены на постамент, изготовленный из бетона, с последующей облицовкой гранитными плитами.
На фронтальной части постамента расположена бронзовая табличка. На табличку нанесено изображение карты маршрута трассы, надпись «ГЕРОЯМ АЛСИБА ПОСВЯЩАЕТСЯ» и годы работы трассы «1942 - 1945».
Общие габаритные размеры памятника: 7,7 х 4,0 х2,5 м.
Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 2020 года. На открытии присутствовали: автор памятника К.Б. Кузьминых, губернатор Магаданской области С.К. Носов, мэр Магадана Ю.Ф. Гришан, представители общественности и СМИ.
Памятник «Героям АЛСИБа» будет хорошим напоминанием о подвиге и воинской доблести наших дедов и отцов, станет одной из главных культурных достопримечательностей Магадана.
Cправка
Воздушная трасса «Аляска - Сибирь» («АлСиб») была создана и действовала в период с 1942 по 1945 год, как часть программы ленд-лиза. Трасса обеспечивала поставки американских боевых и транспортные самолетов через Аляску, Чукотку и Сибирь в районы боевых действий с нацистской Германией. Строительство трассы заняло девять месяцев. В рамках ее создания было проведено расширение аэродромов в Якутске, Красноярске и Киренске, построены новые аэродромы в Уэлькале, Марково, Сеймчане.
Американские летчики выполняли перегон самолетов от города Грейт-Фолсе (штат Монтана) до Фэрбенкса (штат Аляска), где их принимали представители советской военной миссии. Дальше от города Фэрбенкса (США) до Красноярска (расстояние - 6400 километров) самолеты перегоняли советские пилоты. Общий путь самолетов до фронтовых аэродромов составлял порядка 14 тысяч километров.
Полеты проходили в сложных условиях: над малонаселенной местностью, при низких температурах. Любая поломка грозила экипажу гибелью.
Всего за три года по трассе перегнали более 8 тысяч американских самолетов, что позволило сформировать 250 авиаполков. По воздушному международному мосту перевезли более 18 тысяч тонн различных грузов: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей, медикаменты. «АлСиб» использовался и как международная пассажирская авиалиния. По трассе перемещались дипломаты и военные специалисты, летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году - вице-президент США Генри Уоллес. Всего было перевезено более 128 тысяч пассажиров.
Героизм тружеников трассы Аляска — Сибирь получил высокую оценку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а 551 человек личного состава были удостоены боевых орденов и медалей.
Поставки по ленд-лизу значительно приблизили общую Победу во Второй мировой войне, сохранили жизнь миллионам советских людей.
За годы войны до конечного пункта «трассы мужества» не смогли долететь 150 пилотов и около 160 самолетов.