Новый, №1(12)-2019 выпуск журнала «Искусство Евразии» посвящен графике. Это удивительный и очень «скромный» вид искусства. Его, как правило, затмевают живопись и скульптура. О нем до обидного мало говорят и пишут, особенно в наше время. Но давайте вспомним: какой самый древний вид искусства? Именно графика. Ведь все многоликое и необозримое изобразительное искусство начинает свой путь с первых робких процарапываний на стенах пещеры. При этом графика – самый откровенный вид искусства. Если в других видах начальные этапы работы затем «тонут» в завершенном произведении, то с графикой дело обстоит иначе, и знатоки порой испытывают величайшую радость от обнаружения первых быстрых набросков художника, важных деталей, которые он в ходе работы фиксирует для будущего произведения. Характер штриха, форма цветового пятна, порой кажущийся хаос линий хранят первую взволнованность, первый душевный отклик художника на захватившую его мысль и образ, который он стремится воплотить в произведении. А до этого многие его поиски запечатлеваются иногда на случайном клочке бумаги. Эти рисунки драгоценны для мастеров, они хранятся годами, к ним возвращаются, и порой они ведут к новым шедеврам.
Графика многолика, и ей посвящен традиционный раздел журнала «Форум». Авторы ярко и увлеченно рассказывают о различных графических техниках, о назначении иллюстрации, об истории развития этого вида искусства в нашей стране.
Рубрика «Искусство XX–XXI веков» представляет современного художника Константина Кузьминых и замечательного мастера рубежа веков Николая Сапунова.
В разделе «Словарь буддийской иконографии Локеша Чандры» рассказывается об особенностях изображения Матери Вселенной – Вишвамати.
В обзорах выставок журнал представляет выставку А. Ковальчука, председателя Союза художников России, и К. Кузьминых, академика Российской академии художеств, с успехом прошедшую в Китае. О начале интересного проекта – представления произведений из частных и государственных собраний «Алтай. Коллекции. Графика», прошедшего в январе 2019 года в Барнауле, читайте в обзоре этой выставки.
«Вестник Академии» – это всегда развернутый рассказ о том, какие выставочные и другие события состоялись в стенах Академии. Некоторые из них были приурочены к 85-летию президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели. Мы рады, что он возглавляет наш редакционный совет, и присоединяемся со словами поздравления и благодарности этому неутомимому, очень творческому и масштабному художнику.
Те из читателей, кто постоянно знакомится с нашими выпусками, наверное, отметят аскетичный характер обложки. На ней фрагмент работы замечательного художника П.Г. Дика «У порога (Тишина)». Мы неслучайно выбрали эту работу. Порог отделяет не только жилище человека от окружающего мира. Это всегда некий разграничительный знак, разделяющий два часто противоположных пространства-мира – в том числе, искусство и не-искусство (в лучшем случае, игру художника с формами); обыденный мир – и царство высоких образов и мыслей, куда погружается художник в момент творения и откуда он низводит эти образы в наш мир. Поэтому работа П.Г. Дика для нас символична как знак того, что в наше время целенаправленного хаотичного смешения всех и всяческих границ – наиболее важные пороги необходимо охранять. Это мы и стараемся делать, по мере возможности, в нашем журнале.