Журнал
Новый выпуск журнала «Искусство Евразии» посвящен 100-летию Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря
27 декабря 2018 г. вышел в свет выпуск №11 журнала «Искусство Евразии».
«Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой...».


А.С. Пушкин. Возрождение
Выпуск №11 журнала «Искусство Евразии» открывают статьи в разделе «Евразийское наследие», посвященные традиционной для журнала теме – первобытному искусству, громадной и по продолжительности, и по географии распространения странице общечеловеческой культуры. Это действительно искусство, и можно ясно видеть, как в труднейших условиях жизни древний художник, обладая высочайшей наблюдательностью и точной памятью, стремился к художественной выразительности и глубине своих рисунков.

Раздел «Искусство XX–XXI веков» в этот раз оказался очень разнообразным по материалам, что, собственно, и отражает сложный характер искусства нашего времени. Знакомясь со статьями, вы увидите, как традиционный материал для русского искусства – дерево – превращается в икону. Известный художник Серебряного века в своих замечательных портретах выступит тонким психологом. Дизайнерской выдумкой, находками отмечены удивительные книжки-игрушки.

О сложном искусстве литографии и о творчестве А.Г. Петровского, а также о древнем искусстве женского рукоделия – аппликации и лицевом шитье в буддийской иконе, получивших распространение в Калмыкии, читайте в рубрике «По запасникам и экспозициям музеев и картинных галерей».

Традиционный выпуск «Вестника Академии» дает возможность, пусть заочно, побывать на многочисленных и разнообразных вернисажах, проходящих в залах Российской академии художеств, узнать о событиях, ставших особенно значимыми в академической среде. Когда не по отдельности, а сразу просматриваешь этот фейерверк выставок, то испытываешь восторг от силы творческого горения и мастерства художников и в очередной раз убеждаешься в громадной роли Академии, объединяющей самые различные линии художественного творчества. Но каждая выставка – это еще и факт высочайшего признания художника, его победа и открытие новой страницы в искусстве.

Главной же темой выпуска стала реставрация произведений искусства, а поводом к этому послужил замечательный юбилей – 100-летие Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. К этому событию была приурочена выставка отреставрированных произведений искусства, получившая очень точное и образное название «Век ради вечности». Когда читаешь статьи коллег, то хочется сказать: этого не может быть, это чудо и подвиг. И это не преувеличение. Действительно чудо, когда из ставни возвращается к жизни выдающаяся икона, когда из воды поднимается книга XVII века, пролежавшая под волнами 300 лет. Тысячи открытий и возвращенных к жизни вещей связаны с научно-реставрационным центром. В нем работают преданные своему делу люди и уникальные специалисты. С одним из них – А.Н. Овчинниковым опубликовано видео-интервью в этом выпуске журнала. При знакомстве с выставкой, с историей центра возникает много и благодарных мыслей, и философских размышлений. Все, кто возвращает произведения в буквальном смысле из небытия, – не только профессионалы. Они обладают высочайшей интуицией, потому что по миллиметру, по одному мазку восстанавливается порой огромное произведение. Но делать это невозможно без любви и величайшего уважения к прошлому, к творениям художников далеких эпох. Во всех спасенных произведениях пробуждается творческий дух автора, более того, они наполняются душевным теплом реставраторов. Сколько же радости они несут в музеи и другие коллекции, сколько зрителей на выставках испытают восторг от новых открытий. Возрождаются не только произведения искусства – преображается духовный мир человека.
Выпуск №11 электронного журнала "Искусство Евразии"