Журнал
Новый выпуск журнала «Искусство Евразии» посвящен буддийскому искусству
27 декабря 2019 г. вышел в свет выпуск № 4 (15) журнала «Искусство Евразии».
Михаил Шишин
главный редактор
журнала "Искусство Евразии"
В канун Нового года и Рождества мы шлем всем авторам и читателям поздравления и пожелания как можно большей радости, открытий, успехов в Новом году! Пусть наш очередной, уже пятнадцатый, выпуск журнала «Искусство Евразии» станет подарком для авторов, а читателям принесет много новых знаний и эстетических переживаний.


Основная тема выпуска – буддийское искусство. Но прежде чем рассказать о ней, кратко остановлюсь на том, что показалось особенно примечательным в других рубриках. Так, заключительный сюжет в рубрике «Вестник Академии» посвящен выставке в залах Академии произведений художественной семьи Переяславцев: отца – Владимира и сына – Михаила, скульптора. Работы этих художников, представленные ныне в экспозиции, мне посчастливилось видеть в мастерской, где в своей родной среде они особенно ярко раскрывались. Работы замечательны, и я считаю, что непременно стоит сходить в ближайший месяц на эту выставку. Главу семьи узнают все, кто видел картину П.П. Кончаловского «Полотер» в ГТГ. Моделью для этого красивого сильного образа послужил как раз будущий академик Владимир Переяславец. Он был известен не только как живописец, но и как летчик, а в возрасте свыше 90 лет ездил с группой художников на Кубу и в Индонезию, где написал серию прекрасных работ. Произведения сына – Михаила Переяславца – уже давно признаны классикой скульптуры XX – начала XXI века.


В рубрике «Вернисаж» я бы обратил внимание на обзор зарубежных выставок президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели.Экспозиции его работ часто открываются в крупных галереях столиц и культурных центров различных государств. Важно, что на них не только представляется сам Зураб Константинович, один из ведущих деятелей искусства нашей страны, но и утверждаются осевые принципы Академии – профессионализм и гуманизм, что чрезвычайно важно в
наше время в противовес фейкам, скверным поделкам и насилию.


Раздел «Искусство XX–XXI веков» в нынешнем выпуске оказался тоже насыщенным. Пользуясь случаем, хотим поздравить с 85-летием члена-корреспондента РАХ Г.С. Райшева, которому посвящен один из очерков. В его искусстве живопись превращается в музыку, а музыка обретает цвет. Перед зрителем рождается эпическое сказание, возможность пережить уникальный мистериальный опыт.

Однажды посвятив номер «Искусства Евразии» декоративно-прикладному искусству, мы открыли для журнала «вечную тему». Вне всякого сомнения, орнаментальное искусство – как прошлое, так и современное творчество народных мастеров, – это общее евразийское наследие. В одноименной рубрике мы представляем искусство одного из евразийских центров – Хакасии.

Наконец, о главной теме номера – буддийском искусстве. Причин посвятить целый выпуск журнала этому обще евразийскому наследию и живой линии творчества было много. Ранее мы публиковали отдельные очерки по этой теме, но так масштабно и системно делаем это впервые. Важно отметить, что благодаря нашим авторам мы почувствовали, что еще не раз вернемся к этой теме. В буквальном смысле слова открылся целый океан тем. Можно по-разному пытаться охарактеризовать масштаб и разнообразие
буддийского искусства, поэтому я приведу лишь один пример. Из номера в номер мы публикуем статьи из «Словаря буддийской иконографии» академика Локеша Чандры. Его пятнадцатитомный труд содержит подробные описания божеств буддийского пантеона с различными вариантами и национальными особенностями. Мы благодарны ученому за разрешение на публикацию статей «Словаря» на русском языке в нашем журнале и передаем ему благодарные отзывы от российских исследователей буддийского искусства.

Данный выпуск журнала – действительно международный. Мы представляем перевод очерка по буддийскому искусству нашего постоянного автора, доктора О.Ч. Ханды. Его коллега П. Гупта представил интересный взгляд на буддийскую икону танка как на источник не только исторических, религиоведческих и художественных знаний, но и экологических. Интересно, что одновременно с работой над этой рукописью в подтверждение идеи П. Гупты мы узнали об открытии выставки 86-ти полноформатных
уникальных иллюстраций из Джу Ши, тибетского медицинского трактата, в Национальном музее Республики Бурятия в Улан-Удэ. Мы надеемся с помощью наших коллег из этого музея познакомить читателей с уникальным, без всякого преувеличения, памятником культуры, который рассказывает о природе, человеке, мире с величайшей подробностью.

Вслед за новостью об открытии выставки наша редакция получила из Монголии VII и IX тома исследований еще одного из авторов нынешнего выпуска – ламы Ганхуугийна Пурэвбата: это труды по различным сторонам буддийских танка, посвященные изображению природных объектов. Фактически это художественно-научный атлас о природных явлениях. Словом, идея П. Гупты подтверждается свидетельствами из Бурятии и Монголии, и здесь, мы уверены, может возникнуть продуктивный научный российско-монгольско-индийский диалог, в котором наш журнал будет рад участвовать.


На обложке выпуска – автопортрет Дзанабадзара, выдающегося художника, государственного и религиозного деятеля Монголии XVII века. Об этом мастере подробнее можно узнать в одной из статей номера, а всем, кто побывает в Улан-Баторе, советуем посетить Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара, где представлена коллекция его бронзовых буддийских скульптур, которые можно назвать
примером абсолютного совершенства. Российский ученый, сын академика Н.К. Рериха, один из ведущих востоковедов мира Юрий Николаевич Рерих в кратком очерке «Буддизм и культурное единство Азии» точно отметил: «…Общечеловеческая направленность буддизма, подкрепленная высокой философией, на протяжении столетий вдохновляла философию, искусство и литературу стран Азии Далекий от реакционности, буддизм, благодаря своему влиянию, повсеместно воспитывал новый тип творчества и поставил народы Азии лицом к лицу с наилучшими произведениями индийского разума».


Это подтверждается теми коллекциями из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Улан-Удэ, Элисты и т. д., о которых рассказывают наши авторы. Остановлюсь здесь лишь на одном примере. Коллекция Национального музея Республики Бурятия – это сокровищница буддийского искусства, и нам известно о планах правительства Республики Бурятия построить для него достойное здание. Открытие его экспозиций станет сенсацией общеевразийского масштаба. Мы рады представить очерк о габжа ламе Янгажинского
дацана, скульпторе Санжи-Цыбике Цыбикове, чьи работы составляют ядро буддийской коллекции музея. Это был удивительный человек, духовный ученик великого ламы Даши-Доржо Итигэлова (1852–1927), который, как подлинный Бодхисаттва, буквально преодолел смерть. Его нетленное тело, находящееся в Иволгинском дацане, многократно исследовали эксперты и наблюдают тысячи очевидцев. Цыбиков был замечен ламой Итигэловым; учитель высоко ценил своего ученика, руки которого не знали праздности, и
всегда, даже при разговоре с другим человеком, он создавал маленькие скульптуры буддийских божеств. Художник в совершенных формах воплотил буддийский пантеон. При этом и он, и его духовный учитель предчувствовали надвигающуюся трагедию репрессий 1930-х годов. Какая-то запредельно жестокая сила пыталась стереть с земли все, что связано с буддизмом. Во многом палачи преуспели – уничтожили памятники, расстреляли священнослужителей. В камере смертников сидел и Цыбиков, но, по
свидетельствам очевидцев, накануне расстрела произошло некое чудо: вдруг исчезли все его документы, и художник был отпущен. Он уходит из жизни лишь в 1934 году. Но чудо и то, что оставшиеся в живых и вернувшиеся из лагерей ламы в 1944 году собирают для фронта огромную сумму денег и просят разрешения восстановить буддийское вероисповедание.


И сегодня, видя хотя бы только один Иволгинский дацан и коллекцию Национального музея в Улан-Удэ, общаясь с сотрудниками и слушая молитвы лам,понимаешь, что победили не изверги и палачи. Победил Дух, который наполнил бронзовые скульптуры и воплотился в танка. Вот иллюстрация к известной истине – жизнь коротка, искусство вечно. Подлинное искусство несет особую силу, оно останавливает насилие, наполняет души людей спокойствием и радостью. Вновь и вновь убеждаешься в его великой миссии. И пусть чаще будут у вас с ним встречи в наступающем году!

Михаил Шишин
Главный редактор журнала «Искусство Евразии»
Выпуск № 4 (15) электронного журнала "Искусство Евразии"