Журнал
Новый выпуск журнала «Искусство Евразии» посвящен искусству Республики Тыва
30 сентября 2019 г. вышел в свет выпуск № 3 (14) журнала «Искусство Евразии».
Михаил Шишин
главный редактор
журнала "Искусство Евразии"
Мы делимся тем, что захватило наши мысли и душу и подарило незабываемые переживания, которые может даровать только искусство, в этом случае – искусство Тувы.

С одной стороны, мы поняли, что осветили лишь малую грань величественного кристалла – искусства Тувы, вобравшего в себя замечательные достижения дерзновенного творческого духа человека от эпохи камня до сегодняшнего дня. За рамками журнала осталось еще чрезвычайно много нового и интересного. Нужна, видимо, уже энциклопедия «Искусство Тувы», чтобы показать все этапы и основные явления в художественной культуре этого края.

С другой стороны, очевидно, что искусство Тувы – это действительно целостный континуум, древний, наполненный живыми токами и энергиями, которые прочно связывают художников через многие столетия. Мы надеемся, что это откроется при знакомстве со статьями в трех основных разделах журнала – «Евразийское наследие», «Форум» и «По запасникам и экспозициям музеев и картинных галерей». В них
представлено искусство от III тысячелетия до нашей эры до начала III тысячелетия нашего времени. Поражает при этом множество выдающихся художников и их произведений искусства, но еще больше – как тесно связано между собой творчество мастеров на протяжении пяти тысячелетий. Словно одна династия, одна школа, одна мастерская работает над украшением этого уголка Евразии.

Удивительно не только отсутствие временных разрывов между мастерами, но и ощущение того, как они, с большим уважением относясь к своим предшественникам, стремятся и продолжать традиции, и одновременно осваивают новые техники, работают с новыми материалами и формами искусства. Невольно возникает мысль, что все, в ком пробуждается тяга к творчеству, познают некий общий предначертанный замысел по украшению тувинской земли и посильно вносят свой вклад в создание некоего величественного художественного полотна. Искусство древних мастеров и наших современников – это как бы отдельные фрагменты смальты, мозаики, что органично и точно укладываются в эту грандиозную картину. Вглядываясь в произведения современных художников, понимаешь, что они точно почувствовали, что нужно сделать, и их работы как будто даже ожидались именно в это время и именно такими, как они есть. И это не механическое единство с другими творческими линиями, а гетерофоническое, как в народной песне, где каждый исполнитель максимально выражает свой талант, но не разрушает целостность хора.

Туву иногда сравнивают с этническим котлом, в котором сплавились многие этносы, объединились народы. Но этот образ кипящей массы вполне применим и к искусству Тувы. В него вливались, оставаясь живыми и активными, творческие интенции и верования народов, проживавших на этой территории, сюда приходили и вели успешную миссионерскую деятельность представители различных религий. И все эти духовные
потоки сплавились вместе не до степени неразличия, а напротив взаимно усилив друг друга. Например, образы львов-охранителей Благословенного Будды, пройдя долгий путь от Тибета через Китай и Монголию, обогатившись пластическими выразительными чертами, благодаря таланту тувинских камнерезов превратились в арсланов – в удивительно красивые статуэтки львов. И сегодня они стали знаковыми именно для тувинского искусства, это ключевые образы одного из редких направлений в искусстве Евразии – резьбы по мягкому камню агальматолиту, что принесло уже широкую известность тувинским мастерам.

Открытость всему миру, радость узнавания нового от других культур и желание представить свои достижения в искусстве другим народам – это коренная черта тувинских художников. Она привлекала к себе многих исследователей как из России, так и других стран. Много замечательных деталей можно узнать о них в очерках наших авторов.

Одним из поводов обратиться к искусству Тувы стал фестиваль «Монгун кержек» («Серебряное тесло»), что проходил в Бай-Тайгинском кожууне, одном из центров народного творчества на территории республики. Это было невероятное по количеству участников и разнообразию различных событий мероприятие: состоялись научно- практическая конференция, встречи с художниками различных ремесел, ярмарка,
потрясающая и числом мастеров, и их изделиями, был совершен буддийский обряд благопожелания. И все это – на фоне широко раскинувшихся межгорных долин с красивой пластикой линий, с чистыми струями рек, каменными изваяниями эпохи тюрков, комплексами петроглифов, на которых шествуют могучие быки с поклажей, изображенные еще в бронзовом веке. Тува – поистине один из живых родников искусства
Евразии, и об этом выпуск нашего журнала. Будем рады, если он поможет понять искусство этого края, а может быть, и позовет в Туву.
Выпуск № 3 (14) электронного журнала "Искусство Евразии"