Журнал
Новый выпуск журнала «Искусство Евразии» посвящен декоративно-
прикладному и народному искусству

Михаил Шишин
главный редактор
журнала "Искусство Евразии"
На обложке журнала – рукотворный цветок из композиции «Цветы Алтая», созданной замечательным мастером, академиком
Российской академии художеств, главным художником всемирно известного Гусевского завода в г. Гусь- Хрустальный В.С. Муратовым. Его драматичный путь в искусство начинался на
Алтае, и Алтаю он посвятил многие замечательные работы.

Представленная композиция – своего рода эпиграф ко всему номеру, который посвящен
декоративно-прикладному и народному искусству. Это громадный пласт мирового
искусства, с которым по количеству, многообразию направлений, произведений,
материалов и технологий не может сравниться ни один другой вид искусства. По сути
дела, практически в каждом доме и в каждой семье есть какой-то художественный
предмет из этой сферы, порой очень оберегаемый и любимый. Невозможно охватить
взглядом и число самих художников, создающих подобные удивительные и прекрасные
творения, украшающие как скромные дома, так и дворцы. Среди них есть мастера,
которые создали лишь несколько изделий, но есть и известные династии, где секреты
мастерства передаются на протяжении поколений.

Порой можно встретить несколько поверхностное отношение к декоративно-
прикладному и народному искусству, как бы свысока. Оно несправедливо. Во время
одной из экспедиций народная мастерица в небольшом селе на Алтае, раскладывая
пояса, изумительные по красоте, с выразительным орнаментом, приговаривала: «Ничего
не получится, если не любишь того человека, которому делаешь, если не радуешься его
красоте, умелости и доброте и если не любишь каждую ниточку, каждый стежок. А
откуда все это? Да посмотришь в окно: цветы на лугу, пчелы гудят, бабочки летают,
люди где-то далеко работают и песню поют… Так ведь это все и есть лад, красота, и
душа поет. Вышиваешь порой и сама запоешь, невозможно удержать песню. Она так и
поселяется в поясе или в полотенце каком. Подумаешь, а вдруг и человек, который
возьмет в руки, что я соткала, – и услышит эту песню!». На одном из поясов мастерицы
было выткано: «Кого люблю, тому дарю». Это и есть, наверное, главный принцип и
секрет декоративно-прикладного и народного искусства: оно наполнено любовью,
восхищением миром и «хранит песню», которую, конечно, надо еще услышать.

Но есть в этом искусстве еще и другое – народная мудрость, самобытная образная
философия, причем в самых простых изделиях и, казалось бы, немудреных предметах.
Вот, например, полотенце – тканое, расшитое, с богатым узорочьем. Невозможно
оторвать глаз, когда одно за другим мастерицы достают их из сундуков: упругая, ручной
работы льняная ткань, выбеленная и от времени посеребрившаяся, на концах один
бордюр над другим, один узор красивее другого. Видя, как мы восхищаемся этими
работами, старенькая мастерица, поглаживая ткань узловатой рукой, вдруг поделилась
глубокой мыслью: «А как же не украшать полотенце, как не расшивать концы? На икону
же вешали. И в дому сразу света больше становилось. А на полотенце ребеночка
принимали, это первое, с чем он в мире знакомился. А в конце жизни домовину-то на
чем опускают в могилу? На полотенцах. А в промежутке-то – вся жизнь, со всеми
извивами и сплетениями. Где-то узелок появится, чья-то судьба с другой пересечется…
А узор-то не прерывается, как в речке, без разрывов, плавно и красиво».

Ловишь себя на мысли, что эти мысли можно услышать где угодно, на различных
языках, по всей Евразии. Расстояние, границы, языки разделяют народы, но мастера из
одной страны легко понимают таких же художников. Понимают не язык, а душу
искусства, чувствуют дух вдохновения и творчества, который и объединяет весь наш
огромный континент. Вот об этом свежий номер «Искусства Евразии».
Выпуск №13 электронного журнала "Искусство Евразии"